image001-2179.jpg

                           

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ПРИМЕНИТ ЛИ ЗАПАД АДЕКВАТНЫЕ МЕРЫ К КИШИНЕВУ?

   

Этот вопрос адресован, прежде всего, администрации США, действующему председателю ОБСЕ и руководству ЕС. Ответ на него мог бы пролить свет на многие проблемы приднестровского урегулирования и объяснить столь завидную самоуверенность молдавского президента в отношениях не только с Тирасполем, но и с Киевом и Москвой.

Ни для кого не является секретом, что все экономические и иные санкции, применяемые Кишиневом в отношении Тирасполя, принимались по согласованию с ОБСЕ, США и Европейским союзом. Вспомните, как начиналась экономическая война РМ против Приднестровья.

Таможенная война 2001 года. Идея Кишинева, в связи с вступлением РМ в ВТО, заменить таможенные печати и тем самым заблокировать внешнеэкономическую деятельность ПМР, по форме своего воплощения явно противоречит принципам ВТО. Однако никаких мер по пресечению противоправных мер к официальному Кишиневу со стороны Запада не последовало. А когда объявленная таможенная война желаемых результатов Кишиневу не принесла  (Тирасполь нашел выход из тяжелейшей ситуации, созданной таможенной блокадой, и выстоял, сохранив при этом свою экономическую, а значит и политическую независимость), президент РМ В.Воронин вновь обратился за помощью к Вашингтону по организации уже дипломатической блокады ПМР. Эта идея, по сведениям из источников, близких к президенту Молдовы, действительно принадлежала Воронину. И Вашингтон откликнулся на воронинский так называемый «призыв о помощи» в борьбе с Тирасполем. Под давлением администрации Белого Дома Европейский союз принимает решение о приостановке оформления въездных виз руководству ПМР и видным политическим деятелям республики в страны ЕС, которое, кстати сказать, действует по настоящее время.

Отказ Украины замкнуть кольцо экономической блокады вокруг ПМР вызвал бурю негодования в Кишиневе. И вновь США и ЕС пошли навстречу Кишиневу и приступили к массированному давлению на Киев с предложением ввести на всем приднестровско-украинском участке границы дополнительные международные таможенные посты с целью мониторинга прохождения приднестровской продукции через украинскую границу. Целевое назначение мониторинга: не пропускать через украинскую границу приднестровскую продукцию без визы молдавской таможни. Без таможенного оформления в РМ вся приднестровская продукция будет считаться контрабандной. В случае отказа к Киеву обещают применить экономические санкции вплоть до бойкотирования Западом украинских товаров.

Вот и получается, что, на словах заявляя о стремлении мирными и справедливыми (и только политическими) мерами разрешить приднестровскую проблему, на практике и Вашингтон, и ЕС продолжает осуществлять силовое давление на Приднестровье (и не только), если ситуация  в молдо-приднестровских отношениях противоречит стратегическим интересам США.

Поэтому возникает справедливый вопрос: настолько ли объективны, справедливы и доброжелательны к Приднестровью ЕС и США, насколько сами о себе заявляют?

Всем известно, что в настоящее время переговорный процесс между РМ и ПМР по вине президента Воронина окончательно загнан в тупик. В силу своей болезненной  амбициозности Воронин, прежде всего, отказался встречаться с Президентом ПМР И. Смирновым. К тому же, опустившись в своей лексике до уровня общества уголовных   элементов (другого сравнения для него подобрать трудно), обзывает президента ПМР самыми непристойными словами. (К сведению Вашингтона и Брюсселя, И.Н.Смирнов, в отличие от президента Воронина, всенародно избранный президент. Ему народ доверил власть. Значит, позволяя Воронину безнаказанно оскорблять президента ПМР, Запад тем самым позволяете ему наносить оскорбления всему приднестровскому народу).

В настоящее время господин Воронин в одностороннем порядке приостановил участие молдавской стороны в пятистороннем формате переговоров и выступил с инициативой об изменении его формата. Он предложил вообще исключить из переговорного процесса Тирасполь и дополнительно ввести в него США, ЕС, и Румынию. И хотя администрация США и руководство ЕС официально не поддержали инициативу Воронина и продолжают призывать Кишинев к возобновлению переговоров с Тирасполем в прежнем формате, дело с мертвой точки не сдвинулось. Уже прошел не один месяц, а Воронин как стоял на своем - никаких переговоров с Тирасполем - так и стоит. И что удивительно, ни Вашингтон, ни Брюссель, ни Москва, ни Киев не инициируют применение соответствующих санкций в отношении Кишинева, как это было в отношении Тирасполя. По отношению к Молдове и ее экономическим агентам, в отличие от приднестровских, не применяются экономические санкции, президента Воронина, также в отличие от Президента Смирнова, не лишают права посещать страны ЕС. Молдову продолжают по-прежнему финансировать (реализовывать ранее запланированные западные проекты), ее по-прежнему снабжают газом и ГСМ (к тому же почти дармовыми).

Вместо конкретных мер Вашингтон и ЕС отделываются декларативными заявлениями, подобными тем, которые сделал во время ознакомительного визита в Кишинев и Тирасполь специальный посланник Госдепартамента США по евразийским конфликтам Стивен Манн. Если верить его словам, позиция США остается неизменной – Вашингтон выступает за сохранение пятистороннего формата переговоров с участием Молдовы, Приднестровья, России, Украины и ОБСЕ.

Если честно признаться, приднестровцы рады и этому. Но позвольте спросить, где же политическая воля Госдепа США, представители которого всего лишь полгода назад обещали принять необходимые меры «к несговорчивым» по «скорейшему разрешению приднестровской проблемы». Где сегодня эти обещанные меры воздействия? «Несговорчив» сегодня (как, впрочем, и ранее) Кишинев. Почему же Запад не принимает необходимых мер в отношении несговорчивого Кишинева, а лишь расплывчато заявляет, что в настоящее время «ситуация хуже, чем была когда-либо, и что для ее преодоления в первую очередь необходимо возобновить переговоры между Кишиневом и Тирасполем» (Заявление зам. председателя ПА ОБСЕ Киммо Кильюнена, румынская служба радио «Свободная Европа» от 16.10.04г.). А где же необходимые меры воздействия на Воронина, которые заставили бы его смирить свою гордыню и сеть за стол переговоров с президентом ПМР И. Смирновым?

 Следует напомнить западным радетелям мирного и политического разрешения молдо-приднестровского конфликта, что совсем недавно Воронин снова подтвердил свой категорический отказ вести любые переговоры с нынешним руководством официального Тирасполя. Он заявил, что «переговоры возможны только с теми, кому тираспольские лидеры напрямую подчиняются в Москве и Киеве».

Но какую реакцию мы видим от тех же США, ЕС и ОБСЕ? Тот же Кильюнен в том же интервью радио «Свободная Европа»  (общеизвестно, что ОБСЕ – выразитель интересов Вашингтона) подтвердил возможность введения в Приднестровье международных сил по поддержанию мира в регионе. А глава миссии ОБСЕ в Молдове, американский разведчик Уильям Хилл с сожалением признался, что «несмотря на выраженное недовольство пятисторонним форматом переговоров, молдавское руководство не имеет решительной позиции в отношении его пересмотра». («Время», №143 от 19.10.04 г.). В переводе на понятный язык откровения Хилла следует понимать так: официальный Вашингтон недоволен тем, что президент Молдовы В. Воронин не настойчиво добивается изменения существующего формата переговоров. Другими словами- если Воронин более настойчиво будет просить Запад изменить формат переговоров по Приднестровью, официальный Вашингтон может пересмотреть свою точку зрения, тем более, что в этом он сам заинтересован.  

Двойные стандарты американских дипломатов просто прут во все щели. Посмотрите только - на одной неделе два американских дипломата делают от имени США заметно различающиеся заявления. Побывавший недавно в Тирасполе Стивен Манн говорит о том, что США выступают за сохранение пятистороннего формата переговоров в прежнем составе, а Уильям Хилл сожалеет о том, что РМ не настойчива в своем требовании его изменить.

Из выступления Хилла следует, что Вашингтон не напрямую, а посредством  Кишинева надеется изменить формат переговоров. Главная задача таких действий известна – это свести к минимуму влияние страны-гаранта России в регионе. Вашингтон больше всего беспокоит российское военное присутствие в Приднестровье. А с принижением роли России, как гаранта приднестровского урегулирования, опять же «по настоятельному требованию» Кишинева, можно будет уже решать проблему замены российских миротворцев коалиционными силами Запада, о чем давно говорят Брюссель и Вашингтон. 

Итак, на вопрос «будет ли Запад когда-нибудь применять к официальному Кишиневу адекватные меры», можно с уверенностью ответить – нет, не будет. И не будет только потому, что еще ни один прокурор в жизни не завел уголовного дела против самого себя.