ПЕРЕГОВОРЫ, КОТОРЫЕ НАДОЕЛИ ВСЕМ: ОТКАЖЕТСЯ ЛИ ТИРАСПОЛЬ СОЗДАВАТЬ ОБЩЕЕ ГОСУДАРСТВО С МОЛДОВОЙ?
19 июня вместе с Бендерами скорбит все Приднестровье. Бендерской трагедии уже 12 лет. В этот день говорят не только о погибших. Каждый год над трауром мероприятий встает вопрос, который по-прежнему остается без ответа. Почему до сих пор не наказаны те, кто отдавал приказы? Почему до сих пор те, кто пришел в мирный город убивать и грабить, считаются в Молдове национальными героями?
За двенадцать лет в Кишиневе сменилось немало политиков. Но к событиям 92-го молдавская власть отношения менять не собирается. Участники агрессии Молдовы удостоены высоких правительственных наград, и каждый год их ставят в пример молодому молдавскому поколению. Такое отношение – яркое свидетельство подхода официального Кишинева ко всему приднестровскому урегулированию. Та пропасть, которая пролегла между нашими странами в 92-м, усилиями молдавских властей с каждым годом становится все шире. Каждый новый хозяин президентского дворца в Кишиневе ищет отнюдь не слова извинений. Молдавская власть продолжает поиск сил, которые могли бы помочь Молдове сделать то, что приднестровские защитники не позволили ей сделать в 92-м. И все громче сегодня раздаются кишиневские призывы к Западу с откровенным требованием раздавить непокорную республику.
Вторую неделю Приднестровье принимает западных посланцев. Вслед за европейскими дипломатами и послом США, который успел прославиться в качестве инспектора приднестровских сортиров, с рабочим визитом Тирасполь посетили парламентарии ОБСЕ. В отличие от событий позапрошлой недели, визит очередной иностранной делегации прошел тихо и без скандалов. Но и без кефирных процедур западные гости оставили богатую пищу для размышлений.
О главной цели своего визита делегаты Парламентской Ассамблеи ОБСЕ заявили с самого порога. После срыва ноябрьского Меморандума процесс урегулирования отношений Кишинева и Тирасполя фактически остановлен, и европейские депутаты приехали узнать, как его можно оживить. Любая реанимация – дело серьезное, и обойтись здесь односторонним подходом, которым уже успела прославиться ОБСЕ, никак не получится. Европейским парламентариям пришлось, наконец, признать очевидную истину: строительство общего дома, в который нас упрямо толкают международные структуры, нужно начинать с главного – с доверия, которого сегодня нет.
«Главная проблема, которая сегодня
препятствует прогрессу в урегулировании – это отсутствие доверия между
сторонами, и мы отчетливо увидели эту ситуацию, - заявил в интервью журналистам
вице-председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Киммо Кильюнен. - И первое, что
необходимо сделать - создать базу для доверия».
На этом, правда, объективный подход к ситуации у европейских гостей и закончился. Делегаты ОБСЕ предлагают свой рецепт восстановления доверия: Кишиневу и Тирасполю нужно чаще встречаться за круглым столом, и чем больше таких встреч, тем скорее стороны начнут доверять друг другу. Мол, посидели, поговорили - и уже друзья. Трудно сказать, понимают ли сами европейцы наивность таких рекомендаций. Приднестровье уже успело убедиться, что словами и даже документами доверия не вернешь. Нужны реальные шаги, а именно их Кишинев не собирается делать.
На Западе, который сам же и помог сорвать урегулирование, не могут не понимать всю тупиковость ситуации, которая складывается вокруг идеи общего дома. Однако отказаться от старых установок в отношении Приднестровья в Европе по-прежнему не готовы. В итоге мы в очередной раз услышали общие фразы о том, что нужно опять всем вместе взяться за переговоры и тогда все получится. Как взяться и что получится, европейцы не знают. И это только подтверждает главный вывод – Запад, который по-прежнему толкает нас в объятия Молдовы, стал понемногу выдыхаться.
«В сегодняшней ситуации пока не ясно, какой курс будет взят в урегулировании, – заявил вице-председатель ПА ОБСЕ. – К сожалению, переговоры пока не идут. Но есть посредники, и нужно еще раз вместе взяться и найти пути урегулирования этой проблемы».
Визит европейских парламентариев стал ярким свидетельством того, что у международных структур сегодня практически не осталось аргументов в пользу общего государства для Молдовы и Приднестровья. Даже традиционный призыв к сторонам идти на компромисс в устах главы делегации ОБСЕ был больше похож не на убедительную позицию, а на заученное старое заклинание.
«Мы считаем, что нужно найти компромиссы, нужно. И нужно обеим сторонам проявить политическую волю», - заявил в Тирасполе Киммо Кильюнен.
«Компромиссы нужно, нужно компромиссы» - это как в бесконечных финских песнях. Но согреть они могут разве что жителя северных стран.
Тема наших отношений с Молдовой в начале июля будет обсуждаться на очередной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в Эдинбурге. Осенью в Кишиневе и Тирасполе делегаты ОБСЕ намерены организовать очередную серию семинаров на тему о том, как нам построить одно государство. Судя по настрою европейских депутатов, Запад не намерен отказываться от идеи загнать Приднестровье в Молдову. И даже то очевидное обстоятельство, что это вряд ли получится при современных молдавских властях, не останавливает западных стратегов. Не за горами – парламентские выборы в Молдове, а там – и возможная смена власти, на которую Запад уже делает ставки.
Но можно ли вообще договориться с Кишиневом? И есть ли в Молдове та политическая сила, которая способна на справедливый и равноправный диалог с Тирасполем? Этот вопрос сегодня становится ключевым для Приднестровья.
При всем разнообразии политической палитры современной Молдовы, действительно крупных сил в молдавском государстве не так уж и много. Если верить кишиневским рейтингам, среди самых популярных первое место по-прежнему - у партии Владимира Воронина. Вторым по популярности в стране считается недавно созданный предвыборный блок «Демократическая Молдова», во главе которого – кишиневский примар Серафим Урекян и бывший премьер-министр Дмитрий Брагиш. И на почетном третьем месте – ХДНП – партия фронтистов Рошки. Именно эти силы представлены сегодня в молдавском парламенте, и именно этим политикам суждено остаться главными публичными игроками в Молдове в ближайшие пять-десять лет.
О том, что думают о приднестровском урегулировании Воронин или Рошка,
известно давно. И понятно, что ждать от них конструктивной позиции бесполезно.
Единственная интрига связана с блоком Серафима Урекяна. Это тот самый Урекян,
который прославился в прошлом году своим смелым для Молдовы жестом – встретился
в Тирасполе с Президентом Приднестровья. После этого официальная молдавская
пресса заклеймила кишиневского примара как «друга сепаратистов», который
вступил в заговор с приднестровским руководством. Сегодня имя Урекяна стоит в
первой тройке наиболее вероятных кандидатов на пост следующего президента
Молдовы. Что на самом деле представляет из себя кишиневский градоначальник, и
что стоит за его открытыми контактами с официальным Тирасполем? Этот вопрос
информационного агентства «Ольвия-пресс» был адресован самому господину
Урекяну.
«К сожалению, с господином Смирновым я встретился только один раз - в прошлом году. Но думаю, что эти встречи должны продолжаться, - сказал Серафим Урекян в беседе с главным редактором «Ольвии-пресс». - Хочу подчеркнуть, что мы не ведем никакой антигосударственной деятельности. А то, что Воронин огласил недавно, что Смирнов не хочет встречаться с президентом Молдовы, с послами ОБСЕ, но зато он встречается с генеральным примаром столицы, - это, на мой взгляд, признание де-факто Ворониным, что есть в стране люди, которые могут возобновить переговорный процесс и найти приемлемое решение проблемы».
Действительно ли способен кишиневский примар найти это приемлемое решение? Серафим Урекян предпочитает уходить от конкретного ответа на вопрос о том, какой статус Приднестровья может поддержать его объединение. Единственное, о чем глава молдавской столицы говорит определенно – это о готовности на компромисс с официальным Тирасполем. Правда, и здесь оговорка – если этот компромисс будет выгоден мировому сообществу.
«Мы намерены работать и работать со взаимопониманием с властями Приднестровья, - заявил в интервью «Ольвии-пресс» Серафим Урекян. – Я и мои коллеги за продолжение диалога, потому что, к сожалению, даже если диалог в прошлом был неэффективен, но он был. Сейчас - по вине нынешней власти - этот диалог приостановлен, и ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому нужны переговоры, нужны компромиссы, нужно выработать взаимоприемлемые варианты, которые приняло бы и Приднестровье, и жители правой стороны Днестра, и мировое сообщество».
Кстати, точно такую же готовность к компромиссам демонстрировал до своего президентства Владимир Воронин. И так же, как и для лидера ПКРМ четыре года назад, главный конек в предвыборной борьбе Серафима Урекяна сегодня - хроническая молдавская нищета.
«Ситуация в экономике Молдовы становится все хуже и хуже, - отмечает кишиневский глава. - Внутренний долг за годы правления нынешней власти дублировался: он был 1,5 миллиарда леев, а сейчас более 2,5 миллиарда леев. Коммунисты обещали не допустить повышения тарифов на электроэнергию - они повысились на 16% в последние три года. Потом повысились тарифы на газ на 36-38%. Прибавьте к этому инфляцию в районе 16% ежегодно. Так что то повышение пенсий и зарплат, которым так гордится правящая партия, - через повышение тарифов и инфляции как раз приводит к снижению жизненного уровня людей. Сегодня минимальная потребительская корзина где-то 1450 лей, а зарплата даже по Кишиневу ниже, чем прожиточный минимум. А по стране в целом в два раза ниже».
В отличие от предвыборного Воронина, Урекян не намерен скрывать, каким на самом деле способом он собирается изменить такую ситуацию. Кишиневский градоначальник предельно откровенен. Экономический потенциал Приднестровья – это один из тех факторов, который, по мнению Урекяна, должен помочь Молдове решить ее главные проблемы.
«Мы самая бедная страна в Европе, это не новость. Но, объединив экономику Молдовы и экономику левого берега, где также переходят на рыночные отношения, можно строить единую экономику Республики Молдова, - заявил Серафим Урекян. - Иначе мы рискуем вообще остаться без населения - останутся в стране только пенсионеры и дети».
Не менее откровенен Урекян и в отношении другого ключевого вопроса – о российском военном присутствии в Приднестровье. Несмотря на заявленную готовность дружить и с Западом, и Востоком, лидер блока «Демократическая Молдова» полностью солидарен с позицией своих соперников по предвыборной борьбе.
«Я думаю, что мы даже не можем ставить под сомнение и стамбульское решение, и решение в Порту о выводе российских арсеналов с территории Молдовы, - заявил Серафим Урекян. - Их нельзя ставить под сомнение хотя бы потому, что за эти решения проголосовали, по-моему, 54 страны».
После подобных заявлений слова о готовности кишиневского примара найти «приемлемое решение» так называемой приднестровской проблемы приобретают особое звучание. То, о чем не договорил кишиневский градоначальник в интервью «Ольвии-пресс», озвучил его соратник Дмитрий Брагиш. Вот общая позиция блока по приднестровскому вопросу, опубликованная на днях в кишиневской прессе:
«Первоочередным условием для активизации разрешения приднестровского конфликта является безоговорочное соблюдение Россией обязательств, взятых на саммите ОБСЕ в Стамбуле и Порту. Это же, в свою очередь, может предопределить выполнение трех задач: декриминализация, демилитаризация и демократизация приднестровского региона… Особое внимание необходимо уделять привлечению Европейского союза к разрешению конфликта».
Главный смысл программного заявления Брагиша состоит в том, что только устранение России может помочь подчинить Приднестровье. Или, другими словами, решить проблему так, как это надо Кишиневу. То есть так, как это надо Воронину, Рошке, Брагишу, Урекяну и всем остальным более-менее заметным молдавским политикам. Несмотря на явные различия между ними, совершенно очевидно, что взгляды на приднестровское урегулирование у лидеров самых разных политических блоков Молдовы почти одинаковы. И еще неизвестно, кто из них может оказаться для Тирасполя хуже.
«Сегодня, если мы рассмотрим политический
спектр Молдовы, там нет сколь-нибудь реальной политической силы, которая
выступала бы за мирное и равноправное содружество с Приднестровьем, за
строительство вместе с Приднестровьем какого-то полноценного федеративного
государства, - отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор центра социальных и
политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Практически все
политические силы РМ сегодня настроены антиприднестровски. Да, сегодня
оппозиция, которая выступает против Воронина, заинтересована в использовании
приднестровского фактора. Она очень активно использует враждебность президента
Молдовы к приднестровскому государству в своих целях. Но, объективно говоря,
политическое объединение во главе с Брагишем, Урекяном и другими более опасно
для Приднестровья, чем даже эгалитарный режим Воронина. Дело в том, что эта
команда политиков более молода, она более образована, более умна, и самое
главное - она пользуется уже сегодня западной поддержкой. И пока Приднестровье
для них пусть враг, пусть негативный оппонент, но в то же время как бы
объективный союзник в борьбе против отжившего свой век коммунистического режима
Воронина. Но это до поры до времени. Когда команда Урекяна и Брагиша придет к
власти, она повторит грузинский вариант. Шеварднадзе можно отождествлять с
Ворониным, а Саакашвили - с Брагишем и с Урекяном. То есть они поставят вопрос
ребром и будут стремиться к тому, чтобы фактически и физически уничтожить
приднестровское государство - в этом нет никакого сомнения».
На этом фоне вопрос, которым в Приднестровье все последние годы задаютсяочень многие,звучит особенно остро: зачем нам нужно строить общее государство с Молдовой? Зачем вести об этом бесконечные переговоры? Ведь уже совершенно очевидно, что ни с современной, ни с будущей молдавской властью справедливого общего дома построить никак не получится. Нет таких политиков в Молдове - и не будет.
В Приднестровье эти вопросы все чаще звучат не только от общественных организаций, но и в кабинетах власти. Вполне возможно, что сегодня республика стоит на пороге исторического Решения – Решения с большой буквы. Сегодня в Верховном Совете Приднестровья многие депутаты говорят о том, что назрела необходимость пересмотреть прежний подход к нашим отношениям с Кишиневом. И пересмотреть только в одну сторону – оказаться от строительства общего государства с Молдовой.
На прошедшей неделе возможность такого решения не исключил Председатель Верховного Совета ПМР.
«Многие наши общественные организации,
политические партии, депутаты парламента ставят вопрос о возможном отказе от
нашей концепции урегулирования, принятой Верховным Советом 6 января 1993 года,
где мы предлагаем Молдове строить свои взаимоотношения в рамках
конфедеративного, либо федеративного государства, - заявил в интервью
европейским и приднестровским журналистам Григорий Маракуца. - За все последние
годы мы видим, что не можем найти понимания у властей Молдовы. И я не исключаю,
что в Приднестровье может быть принято решение о строительстве государства вне
пределов Молдовы».
Приднестровские эксперты, не связанные дипломатическим этикетом, высказываются на этот счет еще откровенней. Сегодня, по мнению политологов, другой альтернативы такому решению уже не существует.
«Если сравнить приднестровскую ситуацию с ситуацией в Южной Осетии, Абхазии и Нагорном Карабахе, то политические элиты тех республик практически сразу заявили о невозможности строить общее государство с государствами-«метрополиями». Приднестровское же руководство всегда пыталось продемонстрировать свою европейскую цивилизованность, конструктивизм и компромиссность и всегда пыталось пойти на какие-то уступки, показать свою готовность строить общее государство на равносубъектной основе, - отметил в интервью «Ольвии-пресс» директор центра «Перспектива» Илья Галинский. - Но, к сожалению, все годы переговорного процесса демонстрируют, что молдавская руководящая политическая элита постоянно нас обманывает. Как можно верить людям, которые постоянно говорят одно, а поступают по-другому? Вот в последнем своем интервью президент Молдовы Воронин опять сказал, что Приднестровье – это сепаратистский режим, криминальная зона, бандитское гнездо. Но простите, как можно не только строить, но и говорить о строительстве общего государства после таких заявлений молдавских политиков? В этих условиях у приднестровского руководства не остается другого варианта, кроме как взять однозначный курс на строительство самостоятельного государства, без Молдовы».
На этой неделе в Тирасполе и Кишиневе должен пройти очередной раунд пятисторонних переговоров по приднестровскому урегулированию. Однако, как и прежде, никаких серьезных результатов от него уже никто не ждет. Вряд ли ошибусь, если предположу, что то же самое можно будет сказать и обо всех других подобных встречах в обозримом будущем. Стоит ли из года в год тратить дипломатические усилия на то, что заведомо обречено на провал? И не лучше перенести их ли на другие направления?