МОЛДАВСКИЙ ПРОЕКТ ЗАКОНА О ПРИВАТИЗАЦИИ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ - ПРЕДВЫБОРНАЯ АКЦИЯ РУКОВОДСТВА МОЛДОВЫ ИЛИ ПРОВОКАЦИЯ?
Сегодня в министерстве информации и телекоммуникаций ПМР состоялась пресс-конференция с участием министров Владимира Беляева, Виктора Балалы и Елены Черненко. Представители приднестровского Кабмина дали свою оценку проекту закона «О приватизации предприятий в населенных пунктах левобережья Днестра и муниципии Бендер», который недавно был внесен президентом Молдовы Ворониным в молдавский парламент. Главные вопросы: зачем вносится этот документ и каковы могут быть его последствия для Приднестровья?
Министр юстиции ПМР Виктор Балала выразил уверенность, что проект будет почти гарантированно принят молдавским парламентом, если только Воронин сам не отзовет его. ПКРМ имеет абсолютное большинство в парламенте и проблем с принятием закона не будет никаких.
Освещая правовой аспект этой акции, Виктор Балала подчеркнул, что предложенный законопроект не только противоречит правовой системе Приднестровья, которое согласно Конституции ПМР является суверенным независимым государством, но не согласуется и с Конституцией РМ. В Молдове уже прошла приватизация, и статья 16 Конституции РМ не допускает неравенства субъектов приватизации. Собственность, указанная в законопроекте, не попала под боновую приватизацию, и любой житель Молдовы после принятия этого закона может опротестовать его в конституционном суде РМ.
Виктор Балала отметил, что Воронин сегодня активно ведет свою предвыборную кампанию и строит ее не на проблемах собственной экономики и внутренней политики, а через концентрацию внимания исключительно на одном вопросе - приднестровском.
Как считает министр юстиции, одна из главных задач законодательной инициативы президента РМ - внести раскол в приднестровское общество. Приватизация, согласно молдавскому проекту, может осуществляться лишь коллективами предприятий, а это лишь «2% населения ПМР; 98% приднестровских граждан выводятся этим проектом из процесса приватизации». «Кишинев пытается обратиться к трудовым коллективам, которые создавали республику, поманить их конфеткой в яркой обертке и таким образом разрушить республику», - сказал министр. Виктор Балала не исключил, что такими мерами руководство Молдовы надеется спровоцировать гражданские столкновения в Приднестровье и призвать западный военный контингент для их усмирения.
Министр экономики Елена Черненко заявила, что «этот закон, даже в случае его принятия, нельзя воспринимать серьезно. И в Приднестровье, и в Молдове есть свое законодательство по приватизации. В Молдове основные приватизационные процессы завершились еще в 1998 году и их эффективность мало кого удовлетворила. Приднестровье идет своим путем. У нас приватизация началась только в 2001 – 2002 гг., и все ошибки соседей были учтены». Средства, полученные от приватизации, аккумулируются в общественном фонде, они будут расходоваться так, как решит народ. Уже приватизировано 38 предприятий, на которых работает порядка 10 тысяч человек. Елена Черненко выразила мнение, что акция с молдавским проектом о приватизации рассчитана на трудовые коллективы предприятий текстильной промышленности, которые, после введения Кишиневом экономической блокады против Приднестровья, оказались в самом сложном положении. Рынки сбыта этих предприятий, которые находятся преимущественно в государствах Евросоюза, с 1 августа оказались недоступны. Елена Черненко заявила, что трудовые коллективы понимают ситуацию, и молдавское руководство не сможет заманить их в эту ловушку. 98% населения никогда не согласится, чтобы собственность, которая была сохранена благодаря усилиям всего народа, досталась лишь 2%.
На вопрос корреспондента «Ольвии-пресс» о том, какова реакция руководителей предприятий и инвесторов на проект закона, Елена Черненко ответила, что ничего кроме улыбки такие потуги руководства Молдовы не вызывают. «Никто не относится серьезно к таким демаршам. Инвесторы понимают, что они приобретают реальный бизнес».
Отвечая на вопросы журналистов, Елена Черненко напомнила, что главной целью приватизации в Приднестровье является передача в руки эффективного собственника в первую очередь той государственной собственности, которая является обузой для бюджета. Причем предприятия передаются с целым рядом условий – вложение определенных инвестиций, сохранение и увеличение рабочих мест и другие. Эти предприятия должны работать и развиваться. Министр подчеркнула также, что под приватизацию попадают и крупные рентабельные предприятия, такие как «Квинт» и «Тиротекс». У государства нет возможностей вкладывать достаточные средства для их дальнейшего развития.
Подводя итоги пресс-конференции, Владимир Беляев отметил, что воронинский проект закона о приватизации в Приднестровье, внесенный на рассмотрение в парламент Молдовы, - довольно топорная политическая провокация, направленная на дестабилизацию приднестровского общества и носящая скорее пропагандистский характер. По убеждению участников пресс-конференции, акция молдавского руководства не достигнет своих целей.