В информационное агентство поступило обращение от общественной организации «Союз офицеров и прапорщиков запаса и в отставке» Приднестровской Молдавской Республики, направленное в адрес действующего Председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе господину Яапу де Хооп Схефферу. Офицерский корпус запаса и в отставке волнует позиция ОБСЕ, которая, как видно из текста Обращения, приобретает характер двойных стандартов. В Обращении говорится.
«Общественные
организации Приднестровской Молдавской
Республики по вопросу защиты прав и свобод народов Приднестровья вот уже
несколько лет неоднократно обращаются к главе миссии ОБСЕ в Кишиневе. Глава
миссии добросовестно обращения
принимает, но ограничивается лишь отписками. На протяжении длительного времени
должных мер по пресечению противоправных мер, предпринимаемых официальным
Кишиневом против суверенного и независимого Приднестровского государства, принято не было.
В очередной раз мы вынуждены обращаться к Вам, чтобы уяснить позицию ОБСЕ в отношении грубого нарушения руководством Молдовы норм международного права и, в частности, Хартии европейской безопасности, принятой 19 ноября 1999 года в Стамбуле.
Во-первых, хельсинский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятый 1 августа 1975 года, и которым руководствуется ОБСЕ в своей деятельности, провозгласил:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
- не применение силы или угрозы силой.
Заключительный акт не предусматривает разницы в суверенитетах так называемых «признанных» или «не признанных» международным чиновничьим аппаратом государственных образований, потому что в нем предусмотрено «Равноправие и право всех народов распоряжаться своей судьбой». Этим правом воспользовались народы бывшей Чехословакии и Югославии. Этим же правом обладает и приднестровский народ, силовым приемом объединенный с Бесарабией в 1940 году.
Во-вторых, международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу с 23 марта 1976 года, предусматривает право народов на самоопределение.
И в-третьих, Хартия европейской безопасности гласит: ОБСЕ «считает своим долгом предотвращать везде, где возможно, возникновение конфликтов, сопровождающиеся насилием». К тому же, приняв Хартию, ОБСЕ подтвердила свои права и обязанности по Уставу ООН, включая обязательства по вопросу о неприменении силы или угрозы силой. А также подтвердила свое обязательство находить пути мирного разрешения всех споров как между государствами, так и внутри отдельно взятого государства.
Однако современная структура ОБСЕ и ее руководство, являясь посредником переговорного процесса между ПМР и РМ, не всегда следует принципам принятых на себя обязательств. Организация по безопасности в Европе то ли закрывает глаза на силовые приемы, применяемые РМ в отношении ПМР, то ли не способна повлиять на руководство Молдовы в свете принятых на себя обязательств в соответствии с международным правом.
Обращаясь к Вам, мы информируем руководство ОБСЕ о явных, грубых и непрекращающихся нарушениях вышеуказанных принципов и своих обязательств Республикой Молдова перед ОБСЕ.
На основании заложенного в Устав ООН принципа о праве народов распоряжаться своей судьбой, народ Приднестровья в период распада советской империи принял решение отделиться от Бесарабии и на базе бывшей автономии образовать суверенное, независимое государство – Приднестровскую Молдавскую Республику (ПМР). Утвержденная народным референдумом Конституция ПМР гласит: Приднестровская Молдавская Республика – суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Но с первого дня существования ПМР Молдова ведет непримиримую, открытую, захватническую политику. В 1992 году эта политика переросла в открытую вооруженную агрессию Молдовы против молодой Приднестровской Республики, унесшая более 800 человеческих жизней. Эта война до настоящего времени практически не прекращена и ведется с еще большей жестокостью по всем направлениям: на экономическом, политическом, информационном и даже дипломатическом фронтах. Современное руководство Молдовы игнорирует выполнение практически всех ранее подписанных договоренностей с Приднестровьем, в том числе при активном участии и содействии посредников со стороны России, Украины и ОБСЕ. В связи с чем у нас возникает законный вопрос: Каким образом можно достичь согласия со стороной, которая в любой момент может в одностороннем порядке грубо нарушить ранее достигнутую договоренность? Это тоже не вписывается ни в какие правовые нормы международного права. 8 мая 1997 года, при содействии и посредничестве РФ и Украины, как стран-гарантов выполнения договоренностей, и в присутствии Действующего Председателя ОБСЕ был подписан МЕМОРАНДУМ об основах нормализации отношений между РМ и Приднестровьем, статья третья, пункт два которого гласит: «Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других – по согласованию сторон».
Кроме подписей президентов стран-гарантов и РМ, под Меморандумом стоит подпись Действующего Председателя ОБСЕ. Однако официальный Кишинев не выполняет своих обязательств согласно Меморандума, демонстрируя тем самым неуважение и к странам-гарантам, и по отношению к ОБСЕ. Вопрос: почему ОБСЕ допускает, чтобы президент РМ В.Воронин грубо попирал рекомендации этой авторитетной европейской организации?
В Хартии европейской безопасности записано: «Мы (то есть ОБСЕ) будем рассматривать человеческое, экономическое, военно-политическое измерения безопасности как единое целое». Это надо понимать так, что ОБСЕ не отделяет человеческую и экономическую безопасность от военно-политической. Однако Молдова, являясь участницей ОБСЕ, этот принцип нарушает. Заявляя о намерении мирными средствами решать приднестровскую проблему, она грубо попирает экономическую и человеческую безопасность народа Приднестровья путем создания вокруг ПМР жесткой экономической блокады, грозящей для 700 тысяч приднестровцев гуманитарной катастрофой. Организовав полную экономическую изоляцию Приднестровья от внешнего мира, руководство РМ посягает на самое святое право человека – его право на жизнь. Почему в таком случае ОБСЕ не выполняет своих обязательств согласно пункта 19 Хартии европейской безопасности («Конституции» ОБСЕ), который гласит: «Мы (ОБСЕ) вновь подтверждаем, что уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства Закона занимает центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности. Мы берем на себя обязательства противостоять таким угрозам безопасности, как нарушение прав человека и основных его свобод, …проявления нетерпимости, агрессивного национализма, расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма». Подобные «угрозы безопасности» для стабильности в Юго-Восточной Европе уже исходят от руководства современной Молдовы. Однако ОБСЕ почему-то на это не реагирует.
Просим ответить еще на один вопрос: правомочна ли ОБСЕ потребовать от стран-участниц ОБСЕ выполнения принятых на себя обязательств? Если «да», то почему ОБСЕ допускает, чтобы руководство РМ в одностороннем порядке не выполняло своих обязательств согласно указанного Меморандума? Если «нет», то на каком основании ОБСЕ требует от РФ выполнения своих обязательств по Стамбульским соглашениям, касающихся полного вывода ее воинского контингента из Приднестровья?
За время президентства В.Воронина, официальный Кишинев с помощью откровенной лжи убеждает международные структуры в том, что Приднестровье якобы представляет собой «криминальный анклав», «черную дыру», «неконтролируемый международным сообществом режим», в котором грубо попираются права человека. Президент Приднестровской Молдавской Республики выступил с инициативой – ОБСЕ совместно со странами – гарантами провести мониторинг приднестровско-украинской границы на предмет выявления того криминала, о котором так много твердит В.Воронин. Однако Президент РМ В.Воронин, по словам главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Уильяма Хилла, выступил категорически против этого мероприятия. Почему Воронин против – понятно. С одной стороны, он заведомо знает, что никакого так называемого «криминала» обнаружено не будет, потому что его нет вообще на предприятиях ПМР, но мир в таком случае узнает о лживости молдавского президента. С другой стороны, Воронин опасается, что контрабанда будет выявлена на молдоукраинской границе. А это станет доказательством тому, что не ПМР, а непосредственно РМ окажется тем, в чем обвиняет Воронин Приднестровье.
Вопрос. Почему ОБСЕ идет на поводу у президента Молдовы и не торопится организовать подобный мониторинг приднестровских предприятий и украинско-молдавской границы?
Следующее. Президент Приднестровской Молдавской Республики предложил провести общенародный референдум и посоветоваться с народом Приднестровья о целесообразности строительства с Молдовой Общего федеративного государства на договорной основе. Вопрос. Поддержит ли ОБСЕ волю народа Приднестровья, если он на референдуме выскажется за полный суверенитет и независимость Приднестровского государства?
Уважаемый господин Схеффер! Общественная организация «Союз офицеров и прапорщиков запаса и в отставке» Приднестровской Молдавской Республики, насчитывающая в своих рядах около 5000 человек, считает, что до снятия всех экономических санкций с Приднестровья, проведение диалога в рамках переговорного процесса в пятистороннем формате и работу Совместной Конституционной Комиссии по разработке проекта Конституции Федеративного Государства, нецелесообразными.
От имени всех ветеранов Приднестровья мы заявляем, что по международным нормам и всем международным Соглашениям Приднестровье имеет полное право на самоопределение, свободу и демократию, на собственный выбор пути развития и защиту своей государственности. Поэтому мы уверены, что Вы, как Действующий Председатель Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, приложите максимум усилий в справедливом разрешении конфликтной ситуации между РМ и ПМР в рамках норм Международного права.
Мы с надеждой смотрим в будущее и надеемся получить подробный ответ на все поставленные нами вопросы. Не хотелось бы, чтобы многочисленный офицерский корпус Приднестровской Молдавской Республики и ее общественность усомнились в честности и справедливости такой авторитетной международной структуры, какой является Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.
Председатель Комитета республиканской организации
«Союз офицеров и прапорщиков запаса и в отставке» ПМР
Капитан 2 ранга в отставке: С. Зайченко.