image001-930.jpg “ОЛЬВИЯ-ПРЕСС”

ИВАН ТКАЧЕНКО: НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ НА ПУСТЫХ ОБЕЩАНИЯХ

  

            8 апреля, накануне 17–й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС, участники ликвидации последствий этой трагедии, приехавшие из разных городов и районов Приднестровья в столицу, собрались на ежегодный круглый стол. В его проведении приняли участие  министр здравоохранения и социальной защиты Иван Ткаченко,  глава парламентского комитета по здравоохранению Сергей Чебан, представитель прокуратуры, минюста, а также столичных горсовета и госадминистрации.

Тема, обсуждавшаяся на столь представительном мероприятии, сегодня крайне актуальна: как в республике выполняется закон «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие  Чернобыльской катастрофы» от 1992 года, а также дополнения и изменения к нему, принятые позже.

            Многие из тех,  кто в течение нескольких лет после чернобыльской аварии участвовал в ликвидации ее последствий, сегодня инвалиды. «Чернобыльцы» - это отдельная категория граждан, которая особо нуждается в государственной защите. Именно поэтому основная масса вопросов собравшихся на встрече делегатов была адресована министру здравоохранения  и социальной защиты.  Трехчасовой диалог «чернобыльцев» с Иваном Ткаченко касался самых различных проблем, с которыми им приходится сталкиваться. Речь шла о прописанных в законе, но не выплачиваемых надбавках, о  спорных случаях при определении групп инвалидности, о том, что пострадавшие в Чернобыле часто не могут добиться правильного назначения пенсии и даже подают в суд на органы социальной защиты, о том, что дети «чернобыльцев», родившиеся после аварии, лишены статуса image003-428.jpgпострадавших.

            Особое недовольство бывших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС вызывает тот факт, что в настоящее время на рассмотрении  в Верховном Совете находится законопроект, который значительно ущемляет права «чернобыльцев», сокращает положенные им льготы. Более того, все касающиеся их законопроекты почему-то принимаются депутатами без согласования и в отсутствии самих пострадавших в результате аварии. А ведь большинство «чернобыльцев» являются членами крупной общественной организации, с которой нельзя не считаться.  

            Надо признать, что на каждый острый вопрос или реплику, которых было немало, министр здравоохранения и социальной защиты отвечал весьма уверенно. Говоря о прописанных в законе, но не предоставляемых «чернобыльцам» льготах, Иван Ткаченко объяснил, что, с учетом критической ситуации в экономике, законы исполняются по мере финансирования. Сегодня действие многих льгот, касающихся самых различных категорий граждан, приостановлено или заморожено вследствие недостаточного наполнения госбюджета. Сегодня это коснулось и инвалидов, защитников Приднестровья, многих других групп населения.   Поэтому, отметил Ткаченко, задача государства – перейти к адресным дотациям, предоставляя денежную помощь, путевки в профилактории и т.д. наиболее уязвимым, пострадавшим. Декларировать же льготы, давать пустые обещания министр не намерен. 

            Иван Ткаченко признал, что и в работе его ведомства, и в деятельности общественной организации «Чернобыль» есть недоработки. После длительных дебатов собравшиеся пришли к мнению, что впредь все касающиеся «чернобыльцев» законопроекты будут разрабатываться и приниматься в Верховном Совете при их непосредственном участии. Иван Ткаченко даже пригласил на работу в свое министерство штатного сотрудника из их числа, чтобы все возникающие проблемы решались сообща и согласованно. Трудно не согласиться с тем, что общественная организация «Чернобыль»  существует для того, чтобы защищать своих членов, представлять в государственных органах их интересы. Иван Ткаченко призывал ее членов занять конструктивную позицию и предложил к началу нового бюджетного года вместе определить, кому из пострадавших в Чернобыле и какая помощь наиболее необходима. Полученные цифры будет предложено заложить в бюджет-2004.

И. Крамаренко