4 февраля в Тирасполе состоялась встреча представителей Министерства иностранных дел с журналистами, на которой МИД осветил ход переговорного процесса между Молдовой и Приднестровьем с мая 2002 года по февраль 2003 года, а также последние инициативы Приднестровской стороны в ходе урегулирования конфликта.
Заместитель
министра иностранных дел Руслан Слободенюк отметил, что с сентября 2001 года взаимоотношения ПМР и Республики
Молдова развивались в рамках
одноразовых контактов, пока усилиями
посредников в феврале 2002 года, в
Братиславе, не была создана промежуточная форма взаимодействия – постоянное
совещание участников переговорного
процесса на уровне полномочных представителей сторон.
25 мая 2002 года господин Стурза, на то время полномочный представитель Президента Республики Молдова по проблеме урегулирования, одобрил этот формат, и Молдова стала участвовать в политических переговорах по узким направлениям, которые касаются вопроса строительства государства на правовых отношениях.
Основными вехами переговорного процесса Руслан Слободенюк назвал следующие. Прежде всего – это документ, подписанный в июле 2002 года в Киеве. В нем зафиксирован новый поход, одобренный сторонами: «речь идет о федеративной концепции, … о том, что с момента проведения киевского заседания в процессе урегулирования больше не идет речь об унитарной Молдове или независимом Приднестровье. Речь идет о строительстве взаимоотношений в рамках договорной федерации».
После Киевского состоялся кишиневский раунд,
в течение которого представители Приднестровья
пытались с молдавскими коллегами и посредниками от России, Украины, ОБСЕ
согласовать основные взаимоприемлемые формулировки для будущего документа,
который стал бы основой для урегулирования. В рамках кишиневского заседания
было сделано немного, но работа была продолжена позднее в Тирасполе, затем в
Москве, 17-18 декабря прошлого года. Руслан Слободенюк отметил, что была
принята новая форма работы – закрепление
промежуточных согласованных вопросов
специальными Протоколами: «За время нашей работы, которая на данный
момент завершилась в Кишиневе в конце января, мы имеем три Протокола, которые
охватывают около 6 статей и 1 преамбулу, …речь в них идет о строительстве
договорного федеративного государства».
Заместитель министра иностранных дел выразил сожаление о том, что Молдова не желает подписывать основные базовые элементы будущего федеративного государства. 5 декабря прошлого года в Кишиневе была принята «Декларация о намерениях», где указаны направления, в котором будут двигаться все будущие экспертные разработки, а «Молдова категорически отказалась подписывать этот документ». Во время последней встречи в Кишиневе, которая завершилась 30 января, молдавская сторона оказалась не готовой к подписанию даже самых общих базовых основ федеративного государства. Руслан Слободенюк выразил надежду, что дальнейшие встречи принесут более позитивные плоды, тем более, что в этом направлении приднестровская сторона находит поддержку посредников.
Министр иностранных дел ПМР
Валерий Лицкай обратил внимание журналистов на то, что агрессивному крылу внутри правящего класса
Молдовы удалось переубедить своего президента в том, что путь принятия
соглашений – «не самый лучший для Молдовы,
что лучше будет перейти к
стратегии конфронтации, где самыми главными элементами будут экономика и
дипломатия». Таким образом «можно будет сломить Приднестровье и вернуться к
ситуации Гагауз-Ери».
Первый «удар был направлен по пятистороннему формату, где Приднестровье является равной стороной в переговорном процессе». Молдова попыталась исключить приднестровскую сторону из диалога сторон и предоставить ей право лишь знакомиться с принятыми решениями и выполнять их. Вторым ударом стало причисление Приднестровья к мировой «оси зла», приписывание республике незаконную торговлю оружием, контрабанду, терроризм.
Серьезным испытанием для приднестровской делегации Валерий Лицкай назвал саммит ОБСЕ, прошедший в Португалии в начале декабря 2002 года. Тогда Молдова попыталась навязать ОБСЕ принятие решения о санкциях против Приднестровья. И когда появилась «Декларация о намерениях», содержащая принципы федерализации, Республика Молдова осталась в одиночестве против всего сообщества в Порту.
Нынешний глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл, вновь назначенный на этот пост после полутора лет отсутствия, по мнению Валерия Лицкая, сегодня «говорит с очень твердых имперских позиций. Смысл его речей прост и ясен. Здесь или будет разумная федерация или мы сломаем того, кто будет против. Теперь осталось выяснить, кто противник».
Приезд Хилла дает возможность МИДу высказать новые инициативы. Одна из них касается проблемы границ, о которых часто говорят как о «неконтролируемых участках». Здесь положительную роль могли бы сыграть международные наблюдатели .Валерий Лицкай напомнил, что несколько месяцев назад в регион приехала большая делегация специалистов от Евросоюза, которая с проверкой постов проехала по украинской и по приднестровской территориям, в итоге представив доклад. «Я не могу сказать, что доклад проприднестровский, но никакой фактологии на тему «неконтролируемой границы», «сплошных потоков» там нет, - подчеркнул министр. – В целом приднестровская граница оборудована по всем нормам, как и полагается европейской границе...МИД Приднестровья принял решение обратиться к ОБСЕ, чтобы они ввели через международных наблюдателей мониторинг состояния дел на границе». Украина согласна взаимодействовать с этими наблюдателями, и обеспечить решение вопроса о надежности и прозрачности границ в комплексе.
Другая инициатива приднестровской стороны касается оружия, которым Приднестровье, согласно молдавским данным, якобы могло бы вооружить уже всю Европу. Валерий Лицкай не делает секрета из того, что страна, подвергшаяся вооруженной агрессии, производит оружие. Все дело в том, считает министр, что Приднестровье готово допустить любых специалистов по вооружениям на каждый конкретный завод: «Думаю, что пришло время показать наши предприятия, …что там производят, в каком количестве, куда оно идет и как оно хранится…Это должно закончиться военными инспекциями по всей территории сторон».
Валерий Лицкай отметил, что еще одной важной точкой соприкосновения
Приднестровья и ОБСЕ будет работа над проблемой соблюдения прав человека в
регионе, выяснением, «существует ли здесь трафик людей, в каких формах и как с
ним бороться».
По словам министра, глава миссии ОБСЕ Хилл выразил уверенность, что по отношению к Приднестровью не может быть ни агрессии НАТО, ни чего-либо подобного. Если здесь нет войны, нет и необходимости вмешательства международного сообщества в полной мере. Кроме того, Хилл считает, что потенциал переговорного процесса далеко не исчерпан.
Отвечая на вопросы журналистов, Валерий Лицкай уделил особое внимание внешним силам, способным повлиять на судьбу ПМР. Он отметил, что наиболее сильными в регионе остаются позиции России, несмотря на неизбежный вывод российских войск с территории Приднестровья. Возможности Украины как посредника в переговорах представляются неопределенными: «Украина сейчас находится в тяжелейшем положении. Америка атаковала ее по всем линиям…»
Все возрастающими находит Валерий Лицкай политические силы Соединенных Штатов. Исходя из последних международных событий Америка – «богатая, сильная, амбициозная страна», которой присуща «уверенность в праве переустроить мир так, как она считает нужным».
Итак, впереди у Приднестровья – длительный переговорный процесс с Молдовой, и процесс этот скорее всего необратим, поскольку политическая позиция республики все больше находит поддержку как стран-гарантов, так и международных организаций.