image002-685.jpg

«ОЛЬВИЯ-ПРЕСС»

ЧЛЕНЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ПМР – О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЛОКАДЫ

Как сообщало информационное агентство «Ольвия-пресс», вчера представители Кабинета министров ПМР провели пресс-конференцию для приднестровских и зарубежных журналистов, посвященную ситуации, которая сложилась во внешнеэкономической деятельности республики. Предлагаем вашему вниманию выступления ее участников. 

image003-474.jpgВиктор Балала, министр юстиции:

- Мне хотелось бы озвучить консолидированную позицию по поводу заявления правительства РМ от 1 июля и принятого Молдовой постановления о порядке учетной регистрации в Кишиневе хозяйствующих экономических субъектов Приднестровья.

Прежде всего, отмечу, что нам во взаимоотношениях с Молдовой нужны стабильные экономические и правовые отношения. Нам бы очень не хотелось, чтобы какая-либо из сторон делала односторонние шаги, которые могли бы подорвать уверенность в этих самых отношениях. Поэтому те предложения, которые прозвучали в заявлении правительства РМ, во многом можно было бы только приветствовать, если бы не несколько обстоятельств, на которых мне хотелось бы остановиться.

Прежде всего, в заявлении было озвучено очень интересное утверждение, что Молдова, в данном случае правительство, не высказывает претензий к объектам собственности, которые находятся на территории ПМР, и к тем налогово-финансовым отношениям, которые сложились на нашей территории. Кишинев утверждает также, что РМ не будет тем или иным способом присваивать объекты собственности или финансовые средства ПМР.

Однако пока что это утверждение не более чем декларация. Чтобы перевести его в юридическую плоскость, приднестровская сторона на пятистороннем совещании 3-4 июля предложит подписать Акт о собственности между ПМР и РМ и поставить подписи со стороны стран-гарантов и миссии ОБСЕ под этим актом. Если Кишинев высказывает такую позицию, то давайте поставим точку и уберем все возможные сомнения по этим вопросам. Мы также готовы представить 3-4 июля для подписи проект Соглашения о межбюджетных отношениях, с тем, чтобы ни у одной из сторон не возникало сомнений о возможном подвохе, обмане, о нетактичном поведении той или иной стороны. Подписание этих документов, безусловно, благотворно бы сказалось на процессе разработки Конституции федеративного государства. Я думаю, что подобного рода акты должны стать прочным и необходимым кирпичиком в строительстве нашего общего дома.

Пока же, оценивая декларации и реальные шаги Кишинева, я могу сказать, что заявление правительства РМ от 1 июля и постановление правительства РМ от 12 июня говорят о совершенно противоположных вещах. С одной стороны, нам говорят, что никогда не будут предметом спора объекты собственности ПМР, никогда впоследствии не будут предметом обсуждения межбюджетные отношения. С другой стороны, постановление молдавского правительства, которое является правовым актом, имеющим правовые последствия, содержит совсем иное утверждение. С 1 января все хозяйствующие субъекты ПМР должны получить постоянную регистрацию и тем самым установить постоянные отношения с налоговыми органами, пенсионными органами и другими органами Молдовы. То есть заявление молдавского правительства явно противоречит постановлению этого же правительства.

image004-278.jpgЕлена Черненко, министр экономики:

- Уже первые строчки заявления правительства РМ, где говорится, что в последние два года оно предпринимало конкретные действия, направленные на скорейшее разрешение приднестровского конфликта, сразу вызывают недоумение.

Да, подписанные сторонами 16 мая 2001 года документы вселяли уверенность, что диалог пойдет. Поскольку ПМР экспортно-импортная республика, нам прежде всего нужно было договориться о взаимодействии в области внешнеэкономической деятельности. В области экономической политики мы с Молдовой идем совершенно разными путями, и поэтому такое взаимодействие особенно важно. Подписанные тогда протокольные решения об иностранных инвестициях и о гармонизации налогового и таможенного законодательства вселяли уверенность, что в этом вопросе можно достигнуть согласия. Июнь, июль 2001 года – это то время, когда министерство экономики ПМР предоставило Молдове целый ряд предложений по взаимодействию во внешнеэкономической деятельности. Однако наступает 1 сентября 2001 года, и вместо взаимовыгодного сотрудничества у Приднестровья просто отбирают таможенные печати. Республике приходится выживать в экономической блокаде. Отмечу, что меры, которые с 1 сентября 2001 года предприняла Молдова, были направлены на то, чтобы уничтожить самостоятельную экономическую политику ПМР. За этот период прямые и косвенные потери от экономической блокады составили более 200 млн. долларов США.

Постановление молдавского правительства от 12 июня – из разряда таких мер. Какая же это временная регистрация, если любая временная регистрация требует постановки на налоговый учет?! А постановка на налоговый учет – это распространение на наши предприятия налоговых законов РМ. То есть это тройная, по сравнению с приднестровской, налоговая нагрузка, которой наши предприятия просто не в состоянии выдержать. С введением такой нагрузки точно также, как все производящие предприятия на территории РМ, завтра встанут и наши производители. Скоро в адрес наших экономических агентов пойдет импорт, и, зарегистрировавшись в Молдове, они должны будут платить импортные платежи при ввозе - это основная часть доходов молдавского бюджета, - и в итоге просто остановятся. Сегодня нашим экономическим агентам, чтобы работать в правовом поле РМ, надо еще 60 млн. долларов. Где взять эти деньги?

image005-193.jpgЮрий Ганин, первый заместитель министра промышленности:

- Молдова неоднократно заявляла, что экономическая блокада Приднестровья – это миф, что нет никакой блокады. Поэтому я приведу вам конкретные примеры тех потерь, которые понесла и продолжает нести наша экономика из-за односторонних шагов Кишинева.

Только в 2002 году из-за блокады у нас снижение внешнеторгового оборота составило 225 млн. – это 134 млн. долларов по экспорту и более 90 млн. долларов по импорту. Это около 30% потерь относительно 2001 года. В этом году, по данным за 4 месяца, у нас отставание по внешнеторговому обороту относительно 2001 года составляет 25%. Поэтому те действия, которые начались 1 сентября 2001 года, сегодня продолжают отрицательно влиять на экономику республики. Кроме того, из-за затрат, которые наши предприятия несут в связи с двойным таможенным оформлением, мы потеряли уже более 3 млн. долларов. Для Приднестровья это достаточно большая сумма.

Отдельно Кишиневом ведется активная деятельность по компрометации имиджа наших предприятий. Только в прошлом году была развернута целая идеологическая компания, в первую очередь на рынках СНГ, призванная убедить потенциальных партнеров в том, что наша продукция – это контрабанда. К нашим поставкам принимались усиленные меры контроля и в Украине, и в России. Это привело к потерям рынков, к снижению объема поставок, и практически весь конец 2002 года у нас ушел на то, чтобы восстанавливать доверие наших партнеров. Отдельно Кишинев ведет работу с иностранными специалистами, коммерсантами дальнего зарубежья. Сегодня любая заявка, любое приглашение иностранным коммерсантам прибыть к нам для совместной работы заканчиваются безрезультатно, поскольку все посольства Молдовы получили указание от МИДа РМ не открывать визы иностранным специалистам для посещения приднестровского региона. Практически в течение последних 2-х лет только мы можем посещать иностранные фирмы, выставки, проводить переговоры за рубежом.

Отдельная история во взаимоотношениях между Приднестровьем и Молдовой в экономической области. Вы знаете, что по закону о бюджете РМ  прошлого года, к нашим предприятиям, к нашим поставкам принимается двойной стандарт. Он состоит в том, что молдавский покупатель, если он импортирует нашу продукцию к себе, обязан оплатить 20% налога на добавленную стоимость на импорт - в данном случае наши предприятия приравниваются к предприятиям дальнего зарубежья. Когда же товар от молдавского поставщика направляется в нашу сторону, то в этом случае молдавский продавец тоже обязан заплатить 20%, поскольку нас рассматривают в данном случае как внутримолдавского экономического агента. В итоге в прошлом году товарооборот с Молдовой у нас упал на 30%, в первую очередь, из-за этого стандарта.

Следующая проблема, которая существенно повлияла на ограничение нашей внешнеэкономической деятельности, - это проблема транспорта. В прошлом году государственными органами Молдовы принято решение о том, чтобы транспорт Приднестровья не обеспечивать книжками Тир-карнет. В итоге в Приднестровье закрылась сфера автотранспортных услуг. Более 150 машин, которые ранее получали в Приднестровье книжки Тир-карнет и выполняли объем транспортных услуг в течение года на сумму более 5 млн. долларов,  были сняты с учета Приднестровья и поставлены на учет в Молдове. И поэтому практически весь прошлый год нас обслуживали наши транспортные средства, но плата за их услуги уходила в бюджет Молдовы, потому что они были зарегистрированы в Кишиневе. Транспортная тема получила развитие и в последнее время. 20 июня, когда представители нашего транспортного управления в очередной раз прибыли в Кишинев для получения дозвола для проезда через Украину, им было отказано в получении этих дозволов на приднестровские транспортные номера. Иными словами, те номера, которые пользовались книжками Тир-карнет, на сегодняшний день также не могут выехать за пределы Приднестровья, поскольку у них нет дозвола для проезда по Украине, России и других странам СНГ. Практически эти действия направлены на то, чтобы не просто ограничить использование транспорта с приднестровскими номерами, но самое главное, чтобы разрушить целую транспортную отрасль в Приднестровье. 

Мы также несем огромные потери, в первую очередь в промышленности, из-за того, что приватизация, которая проводится в Приднестровье, ставится под сомнение официальными лицами Молдовы. Я не хочу рассказывать обо всех случаях, поскольку это может иметь негативные последствия для наших потенциальных инвесторов, однако приведу один пример. У нас была договоренность с надежным инвестором из России на приобретение завода «Прибор» в Бендерах. В ноябре с руководством Приднестровья были согласованы условия инвестиций. Тем не менее, россияне решили согласовать этот вопрос и с государственными органами Молдовы, поскольку российский инвестор представляет государственную собственность. И в результате это согласование длится до сегодняшнего дня. Причем конкретного ответа, будет согласование или нет, у нас нет. И это при том, что, как уже упоминалось, в 2001 году с Молдовой было подписано соглашение по взаимной защите иностранных инвестиций.

И о событиях последних дней. Вот у меня письма наших предприятий, грузы которых стоят на таможне в Каушанах, Рыбнице и не растамаживаются Молдовой. Так, фирма «Вестра» еще с 30 июня свои машины загрузила на Италию, однако не дается разрешения на въезд машины на таможенную очистку. Еще три машины готовы к отгрузке в Германию, Италию и Австрию, однако сертификаты формы «А» и сертификаты торгово-промышленной палаты не выдаются из-за отсутствия регистрации в Молдове. У завода «Молдавкабель» по той         же причине третий день стоит машина, загруженная на Румынию, идут штрафы, по 160 леев в день. У завода «Электроаппаратный» с 30 июня стоит загруженная машина с товаром в Россию. На заводе «Электромаш» с 27 числа вообще ничего не загружается, потому что не выдаются сертификаты происхождения, не принимаются документы на оформление. У стеклотарного завода два вагона загружены стеклотарой для РФ и стоят без оформления… 

Что касается основной массы других предприятий, то, зная эту ситуацию, они просто не загружают машины. Таким образом, сегодня идет массовый перенос сроков поставок нашей продукции потребителям, начались штрафы, начались срывы поставок и в результате - потеря рынков сбыта.     

******