image002-347.jpg

"ОЛЬВИЯ-ПРЕСС"

НОВАЯ СТОЛИЦА ПРИДНЕСТРОВЬЯ

(к вопросу объединения Тирасполя и Бендер)

image004-147.jpgimage006-114.jpgИдея объединения двух главных, крупнейших административных центров Приднестровья:     Тирасполя   и  Бендер,связанных между собой множеством историко-культурных, политических, экономических и транспортных нитей, возникла еще в конце 80-х, начале 90-х годов. Вспоминается, как вместе с председателем Интердвижения в Молдавии, профессором Лисецким А.М., заглядывая вперед и прогнозируя будущее развитие нового государства, глубоко и весьма предметно прорабатывали вопрос о перспективности слияния Тирасполя и Бендер, и застройки территории от Тирасполя до Паркан жилыми домами, которые могли бы быть заселены русскоязычными беженцами из Молдавии, в случае ее поглощения Румынией.

Кардинальное изменение исторической и политической ситуации в Регионе; агрессия Республики Молдова против Приднестровской Молдавской Республики, когда основная ставка была сделана на военный захват Бендер; накопленный уникальный опыт государственного строительства; новые задачи встающие перед политическим руководством Приднестровья сегодня, с настоятельной необходимостью заставляют вновь, в другой временной отрезок, вернуться к вопросу объединения Тирасполя - административной столицы и Бендер - героической столицы Приднестровья в единое целое, в новое качество. Эта идея в очередной раз и очень активно, оказалась востребованной обществом.

Вопросы административно-территориального объединения, как и размежевания, в общем-то, достаточно обычное дело в практике государственного строительства любой страны, при любом политическом режиме. Многие политики, взойдя на вершину власти, не раз предпринимали подобные шаги. Кто в интересах народа, кто, закрепляя политическую инициативу, а кто просто, чтобы войти в историю, как основатель новой столицы государства. Примеров тому множество. Из нашей недавней постсоветской истории можно назвать перенос столицы Казахстана из Алма-Аты и создание новой - Астана; об устройство новой столицы Ингушетии и др.

В государственной мировой практике весьма часты случаи, когда те или иные населенные пункты, города - спутники, сугубо в государственных интересах и интересах их населения, включаются в состав более крупного административно-территориального образования. Так было, например, с включением в состав городской территории Москвы достаточно большого города - Зеленограда.

Аналогичную картину можно наблюдать и в государственной практике Республики Молдова, где после выхода из состава СССР и образования самостоятельного государства, была проведена административно-территориальная реформа, переподчинившая многие населенные пункты новым административным центрам. Скажем, столице - городу Кишиневу территориально были подчинены такие пригородные населенные пункты, как Яловены, Сынжера, Гратиешты и др.

Этот небольшой экскурс в политическую географию новейшего времени понадобился нам для того, чтобы показать обыденность и правомерность          подобных административно-территориальных преобразований, убедить наших оппонентов в том, что это правило, а не исключение.

К этому можно добавить, и история тому подтверждение, что многие, города, основанные на реках, рано или поздно, но возводились на обоих берегах. В их числе назовем такие известные, как Лондон, Варшава, Дрезден, Днепропетровск, Санкт-Петербург, Вильнюс, Москва, Киев. Ну, и, конечно же, - классический пример - Будапешт - столица Венгрии на Дунае, ныне единый город, но исторически, это объединение в 1872 году двух самостоятельных городов - Буды и Пешта.

На этом фоне вовсе не вздорной, наоборот, вполне прагматичной, более того, государственно-необходимой, предстает идея объединения столицы Приднестровья - Тирасполя и города республиканского подчинения Бендеры в одну административно-территориальную единицу, в единое муниципальное объединение - в новую объединенную столицу Приднестровской Молдавской Республики.

Вопрос этот, повторимся, далеко не праздный. Он имеет множество аспектов, из которых мы выделим лишь 3 важнейших, каждый из которых очерчивает   свой    круг   задач,    как    возможно   решаемых    в    результате, объединительного процесса, так и могущих в перспективе обостриться  и потребовать новых усилий и подходов.

Первый, связан больше с политической и  правовой  проблематикой. Дело в том, что объединение Тирасполя и Бендер дало бы  возможность создать, во многом новый, мощный политический  центр  Приднестровья, взаимно   усилив   при   этом   статус   двух   территорий.   Объединительный процесс,   который   мог  бы   носить   постепенный   характер   и   состоять из нескольких этапов привел бы к устранению возможности повтора ситуации 2001       года,      связанной      с      попыткой      отдельных      представителей госадминистрации Бендер, прикупленных властями Кишинева, заявить о себе, как о политической оппозиционной силе в процессе выборов президента Республики.

Это новое муниципальное объединение, естественно состоящее из двух традиционных городских центров, значительно укрепило бы государственность Приднестровья и на правобережье. Оно бы лишило всяких надежд политическое руководство Молдовы по созданию на базе уезда Тигина некоего противовеса Приднестровским органам управления, и сыграло бы особую роль, являясь определенным символом положительно завершения миротворческой операции в Приднестровском Регионе. Такого рода ассоциация упростила бы административно-территоральное устройство во Республики, ее управляемость, дала бы возможность упрочить слаженность взаимодействия между двумя ступенями пирамиды власти - органами местного управления и органами республиканской администрации. Вполне реализуемым стало бы размещение на территории Бендер ряда республиканских учреждений власти.

Немаловажным фактором объединительного процесса, может служить и то обстоятельство, что в сознании большинства жителей Республики, а также за ее пределами, закрепился образ, близких по своим традициям и героическому прошлому, городов, которые на определенных этапах развития Приднестровского Региона играли ключевую геополитическую, военно-стратегическую и административно-управленческую роль. А сегодня Тирасполь и Бендеры, почти в равной мере, остаются важнейшими экономическими и культурными центрами Республики.

У нас не вызывает сомнения, что в результате объединения политическая и административная принадлежность правобережности Бендер к Приднестровью будет акцентировано закреплена, а также созданы необходимые предпосылки для того, чтобы ни при каком развитии ситуации Бендеры не оказались отторгнутыми от Республики и территориально включенными в состав Молдовы.

Несомненно и то, что принятие подобного политико-государственного волевого решения высших органов власти Приднестровья во многом бы успокоило общественное мнение бендерчан, убедило в том, что их никто не бросит в «объятия Молдовы» при окончательном утверждении государственно-правового статуса Республики. Что при любом политическом раскладе Бендеры территориально и политически останутся неразрывной составной частью Приднестровья. В психологическом и общечеловеческом плане это чрезвычайно важный фактор, могущий привести к существенному сокращению оттока населения из Бендер, к мощной народной поддержке руководства Республики.

Второй круг вопросов, ориентированных на объединительный процесс, относится к экономической сфере и муниципальному устройству данных городов. На наш взгляд, в связи с готовящейся в ПМР реформой органов местной власти и органов местного самоуправления, «Ассоциация Тирасполь - Бендеры» смогла бы усилить согласованность экономической политики, дать толчок для усиления самостоятельного развития ведуo[ промышленных предприятий. Акционирование предприятий всех форм собственности, сбалансированность в вопросе сбыта продукции, переориентация промышленного комплекса на удовлетворение социальных нужд населения привели бы к необходимости составления экономических программ, учитывающих внешне- и внутри экономические и политические трудности с которыми сталкивается ныне Республика.

Реформа органов местной власти и создание объединенного муниципального пространства помогли бы быстрее и четче решить вопрос о распределении и переподчинении промышленно-экономических объектов, переводимых из республиканской собственности в собственность органов местного самоуправления. Вопросы о налоговой политике, пополнении республиканского и местного бюджетов смогли бы решаться на основе скоординированных программ, позволяющих прогнозировать реальный дефицит и рациональное вложение средств в развитие малого и среднего бизнеса, в социальную инфраструктуру, в транспортно-коммуникационную сеть. Развитие дорожного строительства, опирающегося па электротранспортную линию между Тирасполем и Бендерами, на железнодорожную магистраль, проходящую через них, заставило бы вернуться, на новой основе, к проблеме использования Днестра как важнейшей речной коммуникации республиканского и международного значения, как выходу в Черное море. На сегодняшний день уже можно говорить о том, что важнейшим элементом объединения становится единая телекоммуникационная сеть, которая превращает Тирасполь и Бендеры в единый информационный центр межгосударственного значения.

Данная Ассоциация создала бы предпосылки для включения в свои границы    прилегающих    населенных    пунктов,    придания     им     статусапригородов,                коммуникационно-транспортных            узлов            (пос.Новотираспольский,   села:   Парканы,   Терновка,   Варница,   Протягаловка Гыска...)    и    продолжила    бы    традицию    ареала    плодоовощеводческой специализации.

Не    вызывает    сомнения    и    то,    что     внутреннее     пространство муниципального объединения позволило  бы создать условия  для  нового плана жилищного строительства и возведения объектов соцкультбытового назначения. В связи со скорой сдачей уникального спортивного комплекса на западной   окраине  Тирасполя,   вполне  прогнозируемой   станет  тенденция повышения   престижности   микрорайона   Западный   и   его   перспективная застройка  в   сторону   Паркан  -  Бендер.   Иначе   говоря,   вся   территория, лежащая между Тирасполем и Парканами,  вполне может стать большой строительной  площадкой.  И можно  не сомневаться,  что  многие  жители Кишинева,     Бельц     и     других     населенных     пунктов     Молдовы, при благоприятном развитии «Приднестровской  проблемы» будут  вкладывать свои средства в здешнее жилищное строительство, с перспективой будущего переселения.

Разумеется, решая вопросы объединения, следует все хорошо продумать, рассчитать, взвесить. Потребуется проведение ряда организационно-технических мероприятий, прежде всего, создание межведомственной комиссии для разработки устава муниципальной ассоциации.

На заключительном этапе объединительного процесса главным делом явилось бы окончательное правовое утверждение статуса, полномочий и функций Ассоциации в форме закона о муниципальном объединении Тирасполя и Бендер - новой укрупненной столице ПМР.

Третьим, важнейшим направлением, подтверждающим естественную необходимость объединения - являются вопросы социокультурного порядка. Речь   идет   о   том,   что   в   Бендерах   и   Тирасполе   расположены   лучшиемедицинские     учреждения     Республики;     функционирует     более      140 образовательных  учреждений  различного   профиля,   признанным   центром которых стал Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко (вполне резонным и по государственному мудрым, стало бы перспективное открытие в Бендерах филиала университета, по примеру Рыбницы, и даже перенос туда ряда действующих факультетов); находятся памятники архитектуры и истории европейского значения: Колкотовая Балка, Бендерская и Тираспольская крепости, мемориалы-памятники; главные церкви и храмы, а также Центр Тираспольско-Дубоссарской Епархии.

Сведение всего этого культурно-образовательного достояния Республики под единое муниципальное управление, позволило бы повысить его сохранность и жизнеспособность, привести к существенной экономии бюджетных средств.

Конечно же, прежде чем принимать судьбоносное политическое решение по объединению городов и созданию новой столицы ПМР, необходимо заручится поддержкой населения (их однозначное - «да» сомнений у нас не вызывает) этой инициативы. В этих целях было бы целесообразным проведение как в Тирасполе, так и в Бендерах ряда социологических опросов на предмет реагирования жителей городов на предполагаемое объединение.

Наконец, данное предложение может быть вынесено на референдум жителей Тирасполя и Бендер, с тем, чтобы подкрепить легитимность объединения не только сверху, но и снизу — широкой демократической поддержкой народа Приднестровья.

Мы осознаем, что данное стратегическое решение, конечно же, потребует властной политической воли, изначально определенных финансовых вложений, административно-управленческой перестройки, укрепления, по периметру, Бендерского участка границы ПМР... Но несомненно и то, что Объединение, образование Ассоциации: Тирасполь Бендеры - как новой столицы Приднестровья, в конечном счете, даст нашему Государству значительно больше. Руководство Республики наглядно продемонстрирует, в чьих руках находится политическая инициатива, кто является подлинным хозяином на этой земле, по-настоящему заботится о будущем народа Приднестровья.

В результате, столица Приднестровья (как она будет названа, пусть решают сами жители Тирасполя и Бендер) превратится в крупный городской агломерат с населением, порядка 400 тысяч человек, сравнимый со столицами республик Российской Федерации и многими столицами государств мира.

   Галинский И. Н. , директор Центра  "Социальных       и       политических  исследований    «Перспектива».

   Сирик В.А., научный сотрудник.

****

Схема слияния городов Тирасполя и Бендер. Схема выполнена арх. В. Смирновым. Вариант предложения. 1969 г.

image008-105.jpg
image010-101.jpg

**** 29 мая 2002г ****

image012-98.jpg