РОССИЯ: МЕЖДУ ГЕОПОЛИТИКОЙ И ДЕМОГРАФИЕЙ.
Демографическая ситуация в России вызывает сегодня большую тревогу у политиков и специалистов. Население страны неумолимо сокращается. С начала 90-х Россия ежегодно теряет, по различным данным, от 700 тысяч до миллиона своих граждан.
По прогнозам экспертов, в XXI веке эти потери будут нарастать. Российские демографы Анатолий Вишневский и Евгений Андреев, опираясь на статистические данные, описывают три варианта демографического развития России. Ни один из них (даже тот, который назван «оптимистическим») не выглядит обнадеживающим.
Численность российского населения сегодня составляет около 147 миллионов человек. По «оптимистическому» сценарию в ближайшие 50 лет она сократится до 112 миллионов, по «умеренному» – до примерно 99 миллионов, по «худшему» - до 86, 5 миллионов. Какой из этих вариантов наиболее реален? По мнению большинства демографов, Россию ждет нечто среднее между «умеренным» и «худшим» сценарием. Оптимистический вариант маловероятен.
Для его осуществления необходимы два условия – увеличения продолжительности жизни россиян до европейского уровня и благоприятная эволюция рождаемости. И тому, и другому сегодня препятствуют социальные проблемы России - низкое качество жизни, безработица, сокращение общедоступного медицинского обслуживания.
Если в России реализуется, как предсказывают демографы, сценарий «ниже среднего», то ее население к 2050 году уменьшится до 90-95 миллионов человек. Это будет иметь серьезные геополитические последствия. Россия (учитывая ее огромные пространства) превратится в страну с весьма низкой плотностью населения. Отдельные регионы Сибири и Дальнего Востока могут вообще лишиться исконно русского населения. Его место постепенно займут выходцы из соседнего Китая и других азиатских стран, что в конечном счете может привести к отторжению части территории России. Китай, граждане которого сегодня укрепляют свои позиции в Приморье и Хабаровском крае, официально никогда не снимал претензий на южные регионы российского Дальнего Востока.
Формируясь только за счет процессов естественного воспроизводства, население России неизбежно будет уменьшаться в численности и быстро стареть. Понимая это, российские демографы возлагают свои надежды на приток в страну иммигрантов.
По мнению Анатолия Вишневского и Евгения Андреева, Россия должна изучать опыт иммиграционной политики западных стран, для которых тоже характерны низкие показатели естественного воспроизводства. Пополнение населения за счет иммиграции постепенно становится обычной практикой США, Германии, Италии. Как отмечает Анатолий Вишневский, «демографическое положение США намного лучше нашего: рождаемость – выше, смертность – ниже, естественный прирост – положительный». Тем не менее демографический прогноз США на 2000-2005 годы предусматривает прирост населения за счет миграции на 800 тысяч человек.
Сходная картина наблюдается и в странах Евросоюза. Демографическая ситуация в Германии, Италии и Греции сегодня хуже, чем в США. Главной проблемой для этих стран является старение населения. Известный демограф Роберт Дж. Берг прогнозирует, что в ближайшие 40 лет в Европе старики впервые в истории превзойдут по численности молодежь. Это приведет, с одной стороны, к высоким нагрузкам на пенсионную систему, с другой – к тому, что многие рабочие места останутся незаполненными. Иммиграция призвана смягчить этот дисбаланс.
Россия могла бы поправить свое демографическое положение за счет притока русских из стран СНГ. В ближнем зарубежье остаются 18 миллионов русских, многие из которых хотели бы жить в России.
Политика западного мира, однако, сегодня направлена на то, чтобы лишить Россию этого важного резерва. Демографический подтекст, в частности, прослеживается в резко возросшем стремлении США влиять на украинскую политику и на процесс решения приднестровской проблемы. В Украине и Приднестровье живут около 9 миллионов русских - половина от общего числа оставшихся за пределами России. Втягивание этих 9 миллионов в орбиту западного влияния (через урегулирование конфликтов, через постепенную интеграцию Украины в НАТО) будет так или иначе отдалять их от России (и от идеи иммиграции в Россию).
В среднесрочной перспективе это будет ощущаться сильнее, чем сейчас. Если Россия не сумеет переломить ситуацию, то она вынуждена будет смириться с иммиграционной экспансией Китая и среднеазиатских республик – прежде всего Узбекистана. Как прогнозирует американский демограф Михаил Бернштам, «к 2025 году узбеки превзойдут по численности украинцев и станут второй самой крупной нацией в бывшем Советском Союзе, а к началу XXII столетия – самой крупной, отодвинув русских на второе место».
Полноценная реализация этого сценария на фоне сокращающейся численности собственного населения приведет к тому, что Россия в ближайшие 50 лет может оказаться перед лицом серьезных изменений этнического состава населения. Проще говоря, в какой-то момент Россия перестанет быть русской.
24.07.02.