image002-196.jpg

В.Боднар: “В Украине присутствует пристальный интерес к Приднестровью…”.

Как мы уже сообщали,  Президентским Указом депутат ВС ПМР, председатель парламен­тского комитета по обо­роне, председатель Со­юза украинцев Приднест­ровья В. Боднар назначен представителем (посланником) президента в Украине по вопросам на­уки, образования, культу­ры, связям с обществен­ными организациями и партиями.  26 января газета «Профсоюзные вести» опубликовала с ним интервью, в котором Владимир Лукич прокомментировал свое назначение, а также ответил на другие вопросы, связанные с его новой сферой деятельности.

Д ол ж н ость, н а которую Вы назначены, введена впервые?

-Да. И, мне кажется, это сделано не случайно: назна­чение представителя прези­дента в Украине, в России -это новые шаги Приднестро­вья на пути к признанию.

Не исключаю, что по­добной работой будут зани­маться и в других странах, но контакты с Украиной и Россией, странами-гаранта­ми, особенно важны для нас. Конечно, культурные, политические, экономичес­кие связи существовали и раньше, у нас подписано несколько договоров о со­трудничестве с областями России и Украины, теперь отношения выводятся на более высокий, государ­ственный уровень, и будут иметь не эпизодический, а плановый характер.

Какие вопросы входят в Вашу компетенцию?

- Образования, науки, культуры, контакты с обще­ственностью, Верховной Ра­дой.

У нас более трети насе­ления - этнические украин­цы, я думаю, на самом деле их даже больше, чем свиде­тельствует официальная статистика. Те, кто считает себя украинцем, имеют пол­ное право обучаться на род­ном языке, использовать его не только "на кухне", но и в государственных учрежде­ниях, делопроизводстве. Сохранение и развитие ук­раинского языка - очень важ­ный вопрос. Недавно Вер­ховным Советом, как Вы знаете, были приняты про­граммы развития образова­ния на молдавском и укра­инском языках. Но возрож­дение - а я бы использовал именно такое определение - обучения на украинском языке невозможно без помо­щи извне, с Украины. Нам нужны учебники, методичес­кие пособия, надо повышать профессиональный уровень преподавателей украинско­го языка. Мы решали эти вопросы в Союзе украинцев Приднестровья через общественные структуры в Укра­ине, налажены связи между приднестровскими и киевс­кими школами, но государ­ственная программа требу­ет государственного подхо­да. Кстати, параллельно, в конце прошлого года в Укра­ине принята государствен­ная программа помощи за­рубежным украинцам. Наш и украинский проекты созвуч­ны, но их реализация требу­ет координации, государ­ственной направленности.

Перед нами стоит много задач в области развития и возрождения украинской культуры. В этом году уже была попытка провести в Приднестровье неделю ук­раинской культуры, на ней присутствовали и   гости из Украины. Но в целом их уча­стие в подобных мероприя­тиях может и должно быть более значимым. Нам необ­ходима помощь в подготов­ке кадров для украинских творческих   коллективов, в   подборе для них произведений украинских авторов. На го­сударственном   уровне, с государственными структурами        предстоит ре­шать, скажем, такие вопросы, как организация выставок  наших художников, гастроли наших само деятельных и профессиональных артистов. Причем, кроме творческих, возника­ет немало экономических проблем. Ведь даже провез­ти через границу картины на выставку не так-то просто.

image004-111.jpgК слову, многие годы всем этим занимался Союз украинцев Приднестровья, и видимо, мое знание про­блем, наработки, контакты в Украине способствовали на­значению, Оно, в свою оче­редь, не означает прекраще­ние деятельности со сторо­ны общественных структур, по линии народной дипло­матии. Но, видно, пришло время и появилась возмож­ность некоторые вопросы решать на уровне государ­ства.

- Весной состоятся выборы в Beрховную Раду Украины. будут ли и каким образом участвовать в них приднестровцы?

- Естественно, мы не мо­жем абстрагироваться от по­литических процессов, про­исходящих у ближайших со­седей. Нам небезразлично, как относятся к нам в Украине те или иные обществен­ные объединения, насколь­ко они нас поддерживают и понимают нашу ситуацию, какие договоры, касающие­ся наших интересов, соби­рается ратифицировать Верховная Рада. Мы заинте­ресованы, чтобы на Украи­не были приняты более ло­яльные законы о продвиже­нии через границу наших товаров, услуг, чтобы ее мог­ли беспрепятственно пере­секать жители Приднестро­вья. А это, в свою очередь, связано с вопросом о граж­данстве...

На территории Приднестровья проживает почти двадцать тысяч граждан Ук­раины. Возможно, кстати, к моменту выборов таких лю­дей станет больше - процесс принятия украинского граж­данства идет довольно ак­тивно. Приднестровцы-граждане Украины имеют право принимать участие в выборах .Я полагаю, что те, кто искренне желал полу­чить украинское граждан­ство, кому действительно небезразлична судьба исто­рической родины, этим пра­вом воспользуются.

- На пресс-конферен­ции по итогам президент­ских выборов в Приднестровье украинские гости -депутаты Рады - говори­ли о том, что приднестровцы получат право иметь своих представителей в парламенте Украины...

- Я считаю, имелось в виду как раз наше участие в выборах и поддержка, ко­торую приднестровцы ока­жут тому или иному канди­дату. По украинскому зако­ну о выборах, в парламент может быть избран гражда­нин Украины, проживающий на ее территории после­дние пять пет. Правда, в Раде находится несколько законопроектов о зарубеж­ном украинстве, в них зат­рагивается вопрос парла­ментского представительства. Но это очень непрос­тая проблема - зарубежное украинство неоднородно, у этнических украинцев, про­живающих в Приднестро­вье, и, скажем, в Канаде, разные интересы.

- Какие силы будут под­держивать на выборах приднестровские украин­цы?

- Официально решение о поддержке той или иной общественной силы Союз украинцев Приднестровья еще не принимал. По той причине, что пока нет еще окончательного раздела "выборного пирога", формирование бло­ков, объедине­ний не завер­шено. Нам важно знать предвыборные программы, а решение о поддержке должно быть тщательно продуманным, взвешенным. В первую оче­редь надо поддерживать тех, кто поддерживает нас, тех, кто не на словах, а на деле выступает за то, чтобы Украина была мощным ев­ропейским государством, за перспективные и прогрес­сивные силы.

Пока я не хотел бы гово­рить на этот счет более предметно, но впослед­ствии, думаю, мы выскажем свою точку зрения - в том числе и в приднестровской прессе.

- Вы сказали, что при­шло время и появилась возможность решать воп­росы на государственном уровне. Означает ли это, что благоприятная соот­ветствующая обстановка для недавних назначений не только "вызрела"~в Приднестровье, но и сло­жилась на Украине?

- Я не могу говорить от имени украинской стороны. Но, на мой взгляд, страны-гаранты наконец начинают четко понимать те положе­ния, которые записаны в ме­морандуме.

Вообще я считаю, что мы до сих пор действовали не совсем логично и несколько опоздали с такими назначе­ниями. Ведь и со стороны Украины, и со стороны Рос­сии давно уже есть предста­вители, которые занимают­ся вопросами Приднестро­вья. То есть сложилась не­сколько парадоксальная си­туация: страны-гаранты у нас своих представителей имеют, а мы у них - нет.

Более того, на мой взгляд, и в приднестровском, и в украинс­ком, да и в молдавском законода­тельстве, уча­стие Украины как страны-га­ранта в урегулировании конфликта должно быть закреплено юридически. Каковы пра­ва, обязанно­сти, полномо­чия стран-га­рантов, како­вы обязанно­сти тех, кто пригласил их участвовать в урегулирова­нии - Придне­стровья и Молдовы все это долж­но быть четко прописано в законах, либо в междуна­родных дого­ворах, соглашениях.

Безусловно, посланник или представитель - не по­сол. Но в условиях нашей непризнанное введение подобного института являет­ся необходимым компро­миссом: мы получаем воз­можность работать, но и международные нормы, стандарты соблюдаются.

• нынешнее развитие украинско-приднестровс­ких отношений многие оценивают как очень ус­пешное. Тем более, на фоне явных затруднений в диалоге между Киевом" и Кишиневом...

- Не так давно счита­лось, что российско-при­днестровские отношения - это отношения любящих го­лубков. Сейчас подобным же образом пытаются оце­нить украинско-приднест­ровские контакты. Я же в нынешней ситуации не вижу ничего сенсационного, необычного. Россия и Укра­ина - это страны-гаранты, в этом - все объяснение. Не стоит говорить о смене век­тора в приднестровской по­литике, искать другие при­чины. Все очень просто: мы работаем, должны и будем работать со странами-га­рантами, ибо наша жизнь и мир на этой земле зависят и от них тоже. То, что с Ук­раиной складываются нор­мальные, деловые отноше­ния вовсе не означает, что мы намерены рвать связи с Россией. Но, говоря о при­оритетах, нельзя забывать, что Украина - наша сосед­ка, через нее идут все наши товары, через нее проезжа­ют наши люди. Это специ­фика, которая придумана не нами, она сложилась ис­торически.

Что касается ухудшения взаимоотношении Молдовы и Украины, я, быть может, не знаю некоторых деталей - я не посол Украины в Молдо­ве. Но, как частное лицо, я могу сказать: поведение Молдовы абсолютно нера­зумно, оно ничем не обосно­вана, не имеет перспективы и не будет на пользу Молдо­ве. Эта ситуация напомина­ет известную басню про Слона и Моську... Если же говорить серьезно и думать о перспективах, то, навер­ное, никому не будет пользы от натянутых отношений - ни Молдове, ни Украине, ни нам.

- На уже упоминаемой пресс-конференции после президентских выборов со стороны украинских де­путатов прозвучало нема­ло весьма смелых и многообещающих заявлений. В том числе и о том, что Приднестровье будет при­знано Украиной. Считаете ли Вы реальной подобную перспективу в обозримом будущем?

- Я не могу отвечать за слова наших гостей и не рискну сейчас давать про­гнозы на будущее... Мне ка­жется, для многих гостей с Украины приднестровская реальность была открыти­ем, ибо средства "массовой информации и Москвы, и Киева долгие годы давали о нас либо извращенную ин­формацию, либо не давали ее вообще. Очень хорошо, что недавний визит позво­лил украинским депутатам самостоятельно увидеть и оценить, что такое Придне­стровье, как здесь живут люди и каким они хотят ви­деть свое будущее. Я ду­маю, что сейчас в Украине присутствует пристальный интерес к Приднестровью, и он обусловлен не сиюминутной сменой настроения, а будет иметь свое развитие в течение многих лет.

- 30.01.02