В.Боднар: “В Украине присутствует пристальный интерес к Приднестровью…”.
Как мы уже сообщали, Президентским Указом депутат ВС ПМР, председатель парламентского комитета по обороне, председатель Союза украинцев Приднестровья В. Боднар назначен представителем (посланником) президента в Украине по вопросам науки, образования, культуры, связям с общественными организациями и партиями. 26 января газета «Профсоюзные вести» опубликовала с ним интервью, в котором Владимир Лукич прокомментировал свое назначение, а также ответил на другие вопросы, связанные с его новой сферой деятельности.
Д ол ж н ость, н а которую Вы назначены, введена впервые?
-Да. И, мне кажется, это сделано не случайно: назначение представителя президента в Украине, в России -это новые шаги Приднестровья на пути к признанию.
Не исключаю, что подобной работой будут заниматься и в других странах, но контакты с Украиной и Россией, странами-гарантами, особенно важны для нас. Конечно, культурные, политические, экономические связи существовали и раньше, у нас подписано несколько договоров о сотрудничестве с областями России и Украины, теперь отношения выводятся на более высокий, государственный уровень, и будут иметь не эпизодический, а плановый характер.
Какие вопросы входят в Вашу компетенцию?
- Образования, науки, культуры, контакты с общественностью, Верховной Радой.
У нас более трети населения - этнические украинцы, я думаю, на самом деле их даже больше, чем свидетельствует официальная статистика. Те, кто считает себя украинцем, имеют полное право обучаться на родном языке, использовать его не только "на кухне", но и в государственных учреждениях, делопроизводстве. Сохранение и развитие украинского языка - очень важный вопрос. Недавно Верховным Советом, как Вы знаете, были приняты программы развития образования на молдавском и украинском языках. Но возрождение - а я бы использовал именно такое определение - обучения на украинском языке невозможно без помощи извне, с Украины. Нам нужны учебники, методические пособия, надо повышать профессиональный уровень преподавателей украинского языка. Мы решали эти вопросы в Союзе украинцев Приднестровья через общественные структуры в Украине, налажены связи между приднестровскими и киевскими школами, но государственная программа требует государственного подхода. Кстати, параллельно, в конце прошлого года в Украине принята государственная программа помощи зарубежным украинцам. Наш и украинский проекты созвучны, но их реализация требует координации, государственной направленности.
Перед нами стоит много задач в области развития и возрождения украинской культуры. В этом году уже была попытка провести в Приднестровье неделю украинской культуры, на ней присутствовали и гости из Украины. Но в целом их участие в подобных мероприятиях может и должно быть более значимым. Нам необходима помощь в подготовке кадров для украинских творческих коллективов, в подборе для них произведений украинских авторов. На государственном уровне, с государственными структурами предстоит решать, скажем, такие вопросы, как организация выставок наших художников, гастроли наших само деятельных и профессиональных артистов. Причем, кроме творческих, возникает немало экономических проблем. Ведь даже провезти через границу картины на выставку не так-то просто.
К слову, многие годы всем этим занимался Союз украинцев Приднестровья, и видимо, мое знание проблем, наработки, контакты в Украине способствовали назначению, Оно, в свою очередь, не означает прекращение деятельности со стороны общественных структур, по линии народной дипломатии. Но, видно, пришло время и появилась возможность некоторые вопросы решать на уровне государства.
- Весной состоятся выборы в Beрховную Раду Украины. будут ли и каким образом участвовать в них приднестровцы?
- Естественно, мы не можем абстрагироваться от политических процессов, происходящих у ближайших соседей. Нам небезразлично, как относятся к нам в Украине те или иные общественные объединения, насколько они нас поддерживают и понимают нашу ситуацию, какие договоры, касающиеся наших интересов, собирается ратифицировать Верховная Рада. Мы заинтересованы, чтобы на Украине были приняты более лояльные законы о продвижении через границу наших товаров, услуг, чтобы ее могли беспрепятственно пересекать жители Приднестровья. А это, в свою очередь, связано с вопросом о гражданстве...
На территории Приднестровья проживает почти двадцать тысяч граждан Украины. Возможно, кстати, к моменту выборов таких людей станет больше - процесс принятия украинского гражданства идет довольно активно. Приднестровцы-граждане Украины имеют право принимать участие в выборах .Я полагаю, что те, кто искренне желал получить украинское гражданство, кому действительно небезразлична судьба исторической родины, этим правом воспользуются.
- На пресс-конференции по итогам президентских выборов в Приднестровье украинские гости -депутаты Рады - говорили о том, что приднестровцы получат право иметь своих представителей в парламенте Украины...
- Я считаю, имелось в виду как раз наше участие в выборах и поддержка, которую приднестровцы окажут тому или иному кандидату. По украинскому закону о выборах, в парламент может быть избран гражданин Украины, проживающий на ее территории последние пять пет. Правда, в Раде находится несколько законопроектов о зарубежном украинстве, в них затрагивается вопрос парламентского представительства. Но это очень непростая проблема - зарубежное украинство неоднородно, у этнических украинцев, проживающих в Приднестровье, и, скажем, в Канаде, разные интересы.
- Какие силы будут поддерживать на выборах приднестровские украинцы?
- Официально решение о поддержке той или иной общественной силы Союз украинцев Приднестровья еще не принимал. По той причине, что пока нет еще окончательного раздела "выборного пирога", формирование блоков, объединений не завершено. Нам важно знать предвыборные программы, а решение о поддержке должно быть тщательно продуманным, взвешенным. В первую очередь надо поддерживать тех, кто поддерживает нас, тех, кто не на словах, а на деле выступает за то, чтобы Украина была мощным европейским государством, за перспективные и прогрессивные силы.
Пока я не хотел бы говорить на этот счет более предметно, но впоследствии, думаю, мы выскажем свою точку зрения - в том числе и в приднестровской прессе.
- Вы сказали, что пришло время и появилась возможность решать вопросы на государственном уровне. Означает ли это, что благоприятная соответствующая обстановка для недавних назначений не только "вызрела"~в Приднестровье, но и сложилась на Украине?
- Я не могу говорить от имени украинской стороны. Но, на мой взгляд, страны-гаранты наконец начинают четко понимать те положения, которые записаны в меморандуме.
Вообще я считаю, что мы до сих пор действовали не совсем логично и несколько опоздали с такими назначениями. Ведь и со стороны Украины, и со стороны России давно уже есть представители, которые занимаются вопросами Приднестровья. То есть сложилась несколько парадоксальная ситуация: страны-гаранты у нас своих представителей имеют, а мы у них - нет.
Более того, на мой взгляд, и в приднестровском, и в украинском, да и в молдавском законодательстве, участие Украины как страны-гаранта в урегулировании конфликта должно быть закреплено юридически. Каковы права, обязанности, полномочия стран-гарантов, каковы обязанности тех, кто пригласил их участвовать в урегулировании - Приднестровья и Молдовы все это должно быть четко прописано в законах, либо в международных договорах, соглашениях.
Безусловно, посланник или представитель - не посол. Но в условиях нашей непризнанное введение подобного института является необходимым компромиссом: мы получаем возможность работать, но и международные нормы, стандарты соблюдаются.
• нынешнее развитие украинско-приднестровских отношений многие оценивают как очень успешное. Тем более, на фоне явных затруднений в диалоге между Киевом" и Кишиневом...
- Не так давно считалось, что российско-приднестровские отношения - это отношения любящих голубков. Сейчас подобным же образом пытаются оценить украинско-приднестровские контакты. Я же в нынешней ситуации не вижу ничего сенсационного, необычного. Россия и Украина - это страны-гаранты, в этом - все объяснение. Не стоит говорить о смене вектора в приднестровской политике, искать другие причины. Все очень просто: мы работаем, должны и будем работать со странами-гарантами, ибо наша жизнь и мир на этой земле зависят и от них тоже. То, что с Украиной складываются нормальные, деловые отношения вовсе не означает, что мы намерены рвать связи с Россией. Но, говоря о приоритетах, нельзя забывать, что Украина - наша соседка, через нее идут все наши товары, через нее проезжают наши люди. Это специфика, которая придумана не нами, она сложилась исторически.
Что касается ухудшения взаимоотношении Молдовы и Украины, я, быть может, не знаю некоторых деталей - я не посол Украины в Молдове. Но, как частное лицо, я могу сказать: поведение Молдовы абсолютно неразумно, оно ничем не обоснована, не имеет перспективы и не будет на пользу Молдове. Эта ситуация напоминает известную басню про Слона и Моську... Если же говорить серьезно и думать о перспективах, то, наверное, никому не будет пользы от натянутых отношений - ни Молдове, ни Украине, ни нам.
- На уже упоминаемой пресс-конференции после президентских выборов со стороны украинских депутатов прозвучало немало весьма смелых и многообещающих заявлений. В том числе и о том, что Приднестровье будет признано Украиной. Считаете ли Вы реальной подобную перспективу в обозримом будущем?
- Я не могу отвечать за слова наших гостей и не рискну сейчас давать прогнозы на будущее... Мне кажется, для многих гостей с Украины приднестровская реальность была открытием, ибо средства "массовой информации и Москвы, и Киева долгие годы давали о нас либо извращенную информацию, либо не давали ее вообще. Очень хорошо, что недавний визит позволил украинским депутатам самостоятельно увидеть и оценить, что такое Приднестровье, как здесь живут люди и каким они хотят видеть свое будущее. Я думаю, что сейчас в Украине присутствует пристальный интерес к Приднестровью, и он обусловлен не сиюминутной сменой настроения, а будет иметь свое развитие в течение многих лет.
- 30.01.02