15 июня 2001 года официальными представителями РФ, ОБСЕ и Приднестровья был подписан совместный протокол, регулирующий вопросы вывоза, продажи и утилизации военного имущества Оперативной группы российских войск.
Как заявил руководитель промышленного комплекса ПМР Вячеслав Сапронов, 9 января нынешнего года Приднестровская Молдавская Республика приостановила свое участие в трехсторонней группе экспертов. Причиной этому послужило то, что "ОБСЕ не располагает необходимой суммой обещанных под этот проект финансовых средств".
Также Вячеслав Сапронов
подчеркнул, что "все наши предложения, а затем и принимаемые совместно
решения не выполняются. Подход же нашей стороны к любому начинаемому серьезному
делу, каковой, безусловно, является утилизация, состоит в том, что сначала
необходимо составить план-график мероприятий
выполнения этой операции, в котором должны найти свое отражение все
этапы работы по утилизации боеприпасов. Лишь при условии существования такого
графика есть возможность проверять выполнение различных работ, их
финансирование. Есть основания
предполагать, что у ОБСЕ пока нет средств, серьезного намерения заниматься
вопросами практической утилизации здесь у нас в Приднестровье . Зато все
настойчивее звучат предложения и даже
предпринимаются определенные попытки силового давления с тем, чтобы вывезти
боеприпасы для их утилизации в других регионах."
Также руководитель промышленного комплекса ПМР отметил, что нет никаких оснований говорить о строительстве стационарного завода для утилизации боеприпасов. На конец марта текущего года нет ни одного договорного документа по вопросам утилизации, подписанного приднестровской стороной, кроме упомянутого протокола. Более того, между РФ и ОБСЕ тоже не подписано ни одного контракта.
Вячеслав Сапронов считает, что есть все основания утверждать, что ОБСЕ пытается провести технологии утилизации выгодные западным фирмам оттеснить Россию, и допускает, что "в этом случае имеет место обыкновенная конкурентная борьба за переориентацию финансовых потоков".
Отвечая на вопрос о том, не собирается ли Россия большую часть боеприпасов вывезти Вячеслав Сапронов сказал, что в последние 3 месяца называются два показателя - 26тыс тонн уничтожить и 16 тыс. тонн вывезти. Боеприпасы находятся в хорошем состоянии, хранятся в нормальных условиях и если есть покупатель, то можно было бы их реализовать легальным путем посредством участия в этом "Росбоеприпасов" и "Рособоронэкспорта".
Комментируя
заявление зам главы миссии ОБСЕ в Молдове О. Шнайдратуса о том, что между
утилизацией и уничтожением нет никакой разницы Вячеслав Сапронов подчеркнул ,
что "Это совершенно разные вещи. Сейчас наши оппоненты делают все
возможное для того, чтобы к выполнению этой работы приднестровцы не имели
отношения. В это же время режим наибольшего благоприятствования создается
западным фирмам, которые намереваются приехать к нам со своим технологическим
оборудованием, уничтожить боеприпасы, что-то на этом заработать, а нам оставить
испорченную экологию. Ни о каких продуктах, полученных в результате утилизации,
а также уничтожения боеприпасов речь при этом уже не идет."
В соответствии со Стамбульскими соглашениями все работы по вывозу и утилизации боеприпасов ОГРВ должны завершиться до конца нынешнего года. Однако физически это невозможно.
Остановившись на вопросе о том, представляют ли опасность склады с боеприпасами в Приднестровье для соседних государств, руководитель промышленного комплекса ПМР
Отметил, что "за стремлением покончить с арсеналами, размещенными в Колбасно, прослеживается желание нейтрализовать российское военное присутствие в нашей республике. Так или иначе, в осуществлении операции по утилизации арсеналов прослеживается прямая заинтересованность России, Приднестровья и трех западных фирм, пытающихся получить подряды на производство утилизационных работ, интересы которых откровенно лоббируют определенные чиновники из ОБСЕ."
Говоря о компенсационных выплатах за боеприпасы руководитель промышленного комплекса ПМР Вячеслав Сапронов подчеркнул, что " Официальная точка зрения руководства республики на этот счет остается неизменной: все, что находится на нашей территории, принадлежит народу Приднестровья. Военное имущество передано российским военным во временное пользование. В случае вывода воинской группировки РФ, вывоза имущества его стоимость должна быть компенсирована. В подписанных с РФ протоколах отмечено, что в случае вывоза военного имущества российская сторона компенсирует нам его стоимость путем списания долгов за газ.
За последние 9 лет в Россию вывезено военного имущества на общую сумму в 980 млн. $, в 2001 году было уничтожено военной техники на сумму в 204 млн. $ . Реально же мы ничего не получили. За экспортированный нам газ мы должны 700 млн. $ . Простейшее решение - это провести взаимозачет по этим суммам. Такая ситуация с взаимозачетами вынудила нас приостановить отправку в Россию четвертого эшелона с боеприпасами к установкам залпового огня "Ураган"".
И.Летяга 10.04.02