«ОЛЬВИЯ – ПРЕСС»
МЭР КИШИНЕВА СЕРАФИМ УРЕКЯНУ ВЫСТУПИЛ С ЗАЯВЛЕНИЕМ, В КОТОРОМ ОБВИНЯЕТ ВЛАСТИ МОЛДОВЫ В ПЛАНОМЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ СТОЛИЦЫ.
Причиной этого заявления стал тот факт, что 15 ноября с.г. группа депутатов парламента Республики Молдова выступила с проектом органического закона, меняющего статус города Кишинева, предусматривая, в частности, вывод генерального примара из состава правительства республики. 20 ноября в срочном порядке, правительство дало положительное заключение по поводу этого документа; 22 ноября он был одобрен на пленарном заседании парламента республики, а 29 ноября – промульгирован президентом страны (“Monitorul Oficial”, 3 декабря 2002 г.).
Премьер-министр РМ Василе Тарлев, оправдывая это поспешное согласие, объяснил его якобы тем, что примары некоторых городов и сел выразили недовольство "привилегированным" статусом столицы, а также тем, что генеральный примар по должности является членом правительства, что по млению Тарлева лица несовместимо с деятельностью примара как выборного должностного лица.
Однако, Национальная лига ассоциаций примаров Республики Молдова, Ассоциация примаров административно-территориальной единицы Гагауз-Ери, Федерация местных и региональных органов власти Молдовы, представляющие абсолютное большинство примаров, решительно опровергли эти утверждения, обвинив Василе Тарлева в том, что он дезинформировал общественность.
По мнению Урекяна, явное искажение истины, к которому в Молдове часто прибегают на самом высоком государственном уровне, подрывает престиж страны и доверие к ней, наносит непоправимый вред сегодняшнему и будущему отношению к Молдове со стороны Европы и всего международного сообщества, политическим, экономическим и культурным связям страны. В Конгрессе местных и региональных органов власти Совета Европы, в частности, сформировалось устойчивое мнение, что руководство республики, как правило, "говорит одно, а делает совсем другое".
Мэр молдавской столицы напоминает, что в ноябре нынешнего года на сессии конгресса премьер Василе Тарлев торжественно объявил, что европейские принципы местной автономии в нашей стране будут неизменно соблюдаться, что примары городов и сел будут избираться прямым, равным и тайным голосованием граждан. И в то же самое время в молдавском парламенте, депутаты от партии коммунистов настойчиво проводят недопустимую идею пересмотра Конституции и ряда законов, исключая положения, которые обеспечивают всенародное избрание местных органов власти, заменяя его избрание назначением вышестоящими инстанциями.
С той же целью, считает Урекян, вопреки заверениям, расточаемым в международных организациях, нынешние правители республики добиваются возвращения к административно-территориальному делению страны по районам, замены городских секторов районами старосоветского образца со статусом административно-территориальных единиц второго уровня.
По его мнению, последнее неминуемо приведет к дроблению столицы, к разрушению ее единого жизнеспособного организма. Со всеми пагубными последствиями для ее населения, для муниципального хозяйства, для функционирования основных организаций и структур общенационального значения.
Урекяну напоминает, что нынешний статус столицы основывается на положениях Конституции республики в силу особой роли и значения столицы в жизни страны и закреплен органическим законом, принятым 19 апреля 1995 года. Кишинев обеспечивает свыше половины ежегодных поступлений в республиканский бюджет. В городе сосредоточены главные промышленные предприятия, научные и культурные учреждения, основные интеллектуальные силы республики, дипломатические представительства всех стран мира, с которыми поддерживает отношения независимая Молдова.
"Нельзя не заметить, - пишет Серафим Урекян, - что пагубная инициатива группы депутатов, поддержанная, к сожалению, в высших эшелонах власти, является лишь одним из звеньев ведущейся почти два года широкой кампании дискредитации администрации столичного мунципалитета. В рамках этой “программы” организуются и поощряются клеветнические нападки прессы, зависимой от властей, ограничиваются законные права и прерогативы муниципалитета, продолжаются настойчивые, хотя и безуспешные поиски "компромата", переподчинение другим ведомствам и органам таких важных подразделений примэрии, как муниципальная полиция, “Термокомо”.
Но, по утверждению Урекяна, самым болезненным ударом по местной администрации Кишинева с прямыми последствиями для жизни столицы и ее граждан явилась дискриминация города при утверждении бюджета на 2003 год. Впервые за последние годы парламент выделил городу практически столько же средств, сколько в предыдущем году. Тогда, как текущие расходы из муниципального бюджета в 2003 году возрастут не менее чем в полтора раза.
Принимая во внимание, что бюджеты всех административных единиц увеличиваются, а в Кишиневе он остается прежним, - Серафим Урекян считает, что можно с полным правом говорить о расправе коммунистического руководства с администрацией столицы. Несправедливые, дискриминационные действия в отношении столицы и ее администрации являются главным стержнем еще не объявленной, но ведущейся не первый месяц республиканскими властями кампании ввиду выборов в местные органы самоуправления, намеченных на весну 200З года.
"Побуждения инициаторов нового закона и тех, кто за ними стоит, легко понять: присутствие генерального примара в правительстве многим мешало, говорится в Заявлении. Примар, говорили они, "трудно управляем", не соглашается с решениями, противоречащими, по его убеждению, интересам страны. Генерального примара "слишком часто" не устраивали сомнительный стиль работы правительства, допускаемые им грубые ошибки. Особенно же откровенные, далеко идущие диктаторские амбиции нынешнего руководства республики, частые попытки "призвать к порядку" примара ни к чему не приводили. И появилась "инициатива четырех", в которой ясно сказано: "С внесенными изменениями (в законодательство) у правительства в полную силу появляется возможность строго спрашивать с генерального примара… "Надо думать, не с него одного. Выборные до сих пор должности в местных органах власти, по замыслу нынешних правителей, должны стать милостью, оказываемой по собственным пристрастиям, по образцам "подбора кадров" советской номенклатуры".
"Самым простым решением для человека, попавшего в разряд неугодных, - пишет в завершении Серафим Урекян, - было бы сложить полномочия, оставить должность и уйти "по собственному желанию". И раньше, и теперь от этого меня удерживало чувство долга, сознание ответственности. Я не мог позволить себе обмануть доверие кишиневцев, поддерживающих меня на протяжении более чем восьми лет служения городу. Сознавая притом, что столица должна быть постоянно представлена в правительстве, что голос главного муниципия должен звучать в высшем органе исполнительной власти страны. Судя по последним решениям нынешних правителей, слушать этот голос просто не хотят".
Поступая таким образом, - заключает генеральный примар, - они окончательно раскрывают свои деструктивные планы в отношении местных органов власти в Республике Молдова.