ОЛЬВИЯ-ПРЕСС
ПРИДНЕСТРОВЬЕ И АБХАЗИЯ СЕГОДНЯ. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР.
"План Шеварднадзе сегодня прост и циничен. Под шумок афганских разборок США решить маленькой победоносной войной "абхазскую проблему". Мол, это его собственный вклад в войну с "международным терроризмом".
Владислав Шурыгин, "Завтра", N 42, с.3
Локальные конфликты в СНГ, похоже, вступают в новую "горячую фазу". Постсоветские тираны не унимаются. В течение всего прошедшего октября внимание России и СНГ вновь было приковано к Абхазии, где Эдуард Шеварднадзе и его окружение попытались спровоцировать очередное вооруженное противостояние.
Все началось еще 8 октября, когда грузинские и чеченские боевики под командой Руслана Гелаева вторглись на территорию Абхазии и напали на ряд сел. Грузинская штурмовая авиация тут же поддержала их с воздуха. Оккупировав несколько населенных пунктов, банда Гелаева попыталась захватить и один из российских миротворческих постов.
Действия боевиков при этом контролировались и координировались грузинскими силовиками и представителями администрации президента Шеварднадзе. В этом смысле недавняя отставка министров внутренних дел и госбезопасности Грузии, по мнению экспертов, связана именно с провалом "осеннего похода" на Абхазию.
Несмотря на то, что абхазская армия вновь доказала свою способность воевать "умело и сильно", официальный Сухуми не исключает новых провокаций со стороны Грузии. В условиях экономической разрухи и усиления внутренней оппозиции Эдуарду Шеварднадзе не остается ничего иного, как поддерживать свой авторитет демонстрацией военной силы - демонстрацией, до последнего времени, впрочем, весьма неудачной.
Все это происходит на фоне стремительного расширения зон американского влияния. США и Североатлантический Альянс (НАТО) вплотную подбираются как к западным, так и к южным рубежам СНГ. Американские стратеги не скрывают сегодня своих планов по превращению Грузии (наряду с Узбекистаном) в южный форпост НАТО. Военно-политический контроль над Грузией обеспечит господство США во всем регионе. Азербайджан окончательно попадет под влияние Турции ; Армения, стремящаяся к укреплению политико-экономических связей с Россией, будет отделена от "русского пространства" и, оказавшись в окружении исламских государств, вынуждена будет подчиниться диктату США.
Помешать такому развитию событий может только одно - сохранение российского военного присутствия в Грузии. На сегодняшний день это база в Гудауте и российские миротворцы, которых президент Шеварднадзе стремится заменить "контингентом ОБСЕ".
В свете последнего вооруженный конфликт, вновь запылавший на территории Абхазии, имеет не только внутри- , но и внешнеполитическую подоплеку. Сразу же после того, как командование российских миротворческих сил осудило грузинскую агрессию, власти в Тбилиси заявили, что Россия поддерживает лишь одну сторону конфликта - абхазов. Грузинский парламент потребовал от Шеварднадзе прервать мандат российских миротворцев, а представители президентской администрации заговорили даже о
выходе Грузии из Союза Независимых Государств, мотивируя это "неконструктивной деятельностью" миротворческих сил СНГ в Абхазии. Правда, когда Владимир Путин намекнул Эдуарду Шеварднадзе, что в случае выхода из СНГ Грузия будет получать российский газ не по льготным, а по мировым ценам, грузинский президент более не поднимал эту тему.
Президент Шеварднадзе попытался использовать фактически спровоцированное им вторжение банды Гелаева в Абхазию для того, чтобы ослабить и без того уже подорванное влияние России в Закавказье. Не исключено, что нечто подобное может произойти и в Молдове. Информационная война, развязанная Владимиром Ворониным против Приднестровья, может стать своеобразной "артподготовкой", прелюдией к вооруженным провокациям.
Президент Молдовы уже полгода внушает и Западу, и России мысль, что Приднестровье представляет собою "очаг международного терроризма, сепаратизма и контрабанды". Этим он пытается обосновать свое требование введения санкций против ПМР.
Молдавские политологи сегодня сходятся во мнении, что Владимир Воронин во все большей мере является проводником печально известного плана Цэрану. Согласно этому плану, "урегулирование" приднестровской проблемы должно проходить в два этапа : сначала - информационная война и экономическая блокада ПМР, а затем - силовое решение конфликта с привлечением контингента НАТО. Воронин сегодня реализует первую часть
плана ; решится ли он на вторую ?
Совсем не исключено в этом смысле, что фигура нынешнего молдавского президента является для западных стратегов переходной. Когда информационная война против ПМР достигнет своего пика, а Россия окончательно (или почти окончательно) уйдет из Приднестровья, США сочтут, что "мавр сделал свое дело" и, используя тяжелую финансовую зависимость Молдовы, "организуют" уход ПКРМ с молдавской политической сцены. К власти может быть приведена правая коалиция Дьякова-Рошки, на которую и возложат выполнение силовой части упомянутого плана. Будет спровоцирован вооруженный конфликт на приднестровско-молдавской границе; за ним последуют заявления о неэффективности российских миротворческих сил и требования ввести в зону конфликта западный воинский контингент. Приднестровье уже не гипотетически, а реально окажется один на один с натовской угрозой.
Задумывается ли сегодня о такой перспективе Россия ? Хотелось
бы думать, что да.
21.11.01.