logotyp.jpg

.. А КАРАВАН ИДЕТ

Еще в августе президент Воронин пообещал ближе к президентским выборам в Приднестровье обнародовать серию компроматов на руководство нашей республики. Время "Ч", похоже, настало. В понедельник вечером в программе "Час президента" на национальном телевидении Молдовы Воронин заявил, что с начала года три коммерческих банка ПМР "отмыли" через кишиневский Petrolbank 584 млн. долларов. Не приводя никаких аргументов, молдавский президент квалифицирует названную сумму как "грязные деньги" мафиозных кланов Приднестровья. Названная сумма, кроме того, сравнивается с бюджетом ПМР, к которой она не имеет никакого отношения. Не говоря уже о том, что и сама сумма в 584 млн. долларов не понятно, откуда взялась.

Руководство Petrolbank категорически опровергло инсинуации в свой адрес и заявило о намерении добиться от Национального банка Молдовы доказательств о незаконности происхождения денег, поступивших из Приднестровья. В противном случае руководство Petrolbank потребует официальных извинений от молдавских властей.

cladire.jpg

Что удивительно, президент Молдовы обвиняет банки в проведении самых обычных операций, традиционных для банковского бизнеса во всем мире. Например, вывоз наличной иностранной валюты. Как отметила в беседе с нашим корреспондентом председатель правления ПРАК "Агропромбанк" Ирина Дороганчук, у любого банка на определенном этапе возникает такая необходимость. В банковской среде эта операция называется "подкрепление корреспондентского счета" и она широко практикуется во всем мире. Законность же происхождения денег не может вызывать никаких сомнений. Они поступают в кассу банка во-первых, в результате купли-продажи валюты в обменных пунктах. То есть, это деньги, поступившие от населения. Что касается валютной выручки, поступающей на счета юридических лиц, то такая операция возможна и осуществляется только при наличии лицензии, выданной центробанком на данный вид деятельности. Опять же, все строго согласно закону. Далее, чтобы накопившуюся валюту вывезти за пределы ПМР, в частности в молдавский Petrolbank, на это дается разрешение приднестровского Центробанка, причем на каждую вывозимую сумму отдельно. Затем каждая сумма декларируется и проходит таможенное оформление. Таким образом, вывоз иностранной валюты на каждом из этапов оформляется документально, согласовывается с соответствующими органами и в высшей степени подконтролен. Как отметила в беседе с нашим корреспондентом председатель правления ПРАК "Агропромбанк" Ирина Дороганчук, эту операцию банк выполняет уже более 5 лет, и, по меньшей мере, странно, что о ней заговорили только сейчас, тем более, придавая ей криминальный оттенок.

Утверждения об отмывании денег не могут рассматриваться всерьез еще и потому, что существует такое понятие как "репатриация валютной выручки". Государством установлены достаточно жесткие условия и сроки, в строгом соответствии с которыми в ответ на оплаченные в иностранной валюте денежные средства на территорию ПМР приходит товар. За законность и своевременность операции отвечает непосредственно банк, как агент валютного контроля. Кроме того, нарушить закон не дадут ни ПРБ, ни таможенное управление, которые со своей стороны ведут строжайший контроль.

Как отметила Ирина Дороганчук, для транспортировки наличной валюты по территории Молдовы задействуется специальное подразделение молдавской полиции. Поэтому нельзя говорить о том, что она вывозится "тайно", без ведома молдавских властей. Казалось бы, Национальный банк должен только приветствовать тот факт, что Приднестровье осуществляет эти операции не где-то на стороне, а приходит с ними на молдавский рынок, дает молдавским банкам на этом заработать, а бюджету Молдовы - получить причитающуюся ему сумму. Ан нет, в ответ претензии.

dom1.jpg

Что касается бюджета ПМР, о котором так печется президент Воронин.

Ирина Дороганчук отметила, что значительная часть иностранной валюты действительно происходит от фирмы "Шериф" известного клиента ПРАК "Агропромбанк". Но с начала года им было уплачено в бюджет порядка 20 млн. долларов. И около 1,5 млн. долларов в иностранной валюте. Как же можно после этого утверждать о том, что его деньги незаконны? Здесь возможно другое - господин Воронин явно хотел бы видеть эти деньги в бюджете республики Молдова. Только этот уже вопрос не столько экономический, сколько политический.

Не исключает политической подоплеки и во всей этой истории и руководство ПРБ. По словам Юрия Сафронова - первого заместителя председателя банка, вопрос о взаимоотношениях двух банковских систем - Молдовы и Приднестровья, всегда был одной из наиболее горячих тем. Нынешняя ситуация во многом вытекает из переговорного процесса, который, по вине официального Кишинева, постоянно заходит в тупик. ПРБ, по его словам, не располагает какой-либо информацией о незаконности операций, совершаемых как приднестровскими, так и молдавскими банками. Деятельность всех приднестровских коммерческих банков строго контролируется. Их операции с банками Молдовы не выходят за рамки допустимого. Они широко применяются в мировой банковской практике и ничего противозаконного, и тем более криминального, Приднестровский республиканский банк в них не усматривает.

Так в чем же все-таки суть заявлений президента Воронина на сей раз? Судя по безграмотно приведенным аргументам, к тому же, не подкрепленных конкретными фактами, "услужливое" окружение в очередной раз рискует подвести своего президента. На прошлой неделе в Варшаве, на встрече глав государств Центральной и Восточной Европы, Воронин попытался вылить на непокорное Приднестровье очередной ушат грязи. Опять пригрозил вывести всех на чистую воду. К обвинениям, ставшим уже традиционными, прибавились новые - в отмывании "грязных денег" нашими банками через банковскую систему Молдовы. Что будет дальше? На громкие заявления молдавский президент, похоже, скупиться не станет. Он будет называть цифры. Даже если они будут валиться на него с потолка. И таможенная блокада, с которой у него ничего не вышло, грозит перерасти в блокаду банковскую.

09.11.01