ПРАВОЗАЩИТНИК УРЫТУ
Обычно новогодние праздники заканчивают отмечать где-то в середине января, после встречи, как говорят старого Нового года, то есть по старому стилю. Вволю наевшись и напившись народ нехотя приступает к своей основной деятельности. Правда есть и такие, кто празднует и наступление крещенских морозов, и еще что-то, благо повод всегда можно найти, короче гуляет до конца месяца.
Судя по всему к такой категории относится и небезызвестный радетель судеб людских Штефан Урыту, так называемый председатель Хельсинского комитета по правам человека в Молдове. Какое-то время он как-то выпал из поля зрения. Отчасти это можно объяснить тем, что на этот раз не просто встречали Новый год, а и новый век и новое тысячелетие, миллениум так сказать. Долгое его на отсутствие на публике порождало разные слухи. Говорили будто бы он погряз с головой в борьбу за человеческие права, что подорвал на этом здоровье и набирается сил где-то на чужбине, другие всерьез утверждали, что Урыту трудится день и ночь в поисках неординарного стиля своей правозащитной деятельности, отрабатывая очередной грант.
И то, с какой прытью заявил он о себе в конце января лишний раз заставляет соглашаться с теми, кто предлагает весь первый месяц каждого года только отдыхать, или лучше жевать, чем говорить.
Господин Урыту на прошлой неделе побывал в Москве, где принял участие в круглом столе на тему "Россия и права человека в Белоруссии, Грузии, Молдове и Украине". Очень воодушевило кишиневского хельсинца открытое письмо участников московского круглого стола в адрес президента РФ и Федерального Собрания России, в котором выражена цитирую "...озабоченность...что Россия, помимо оказания политической и экономической поддержки, продолжает снабжать режим Приднестровья оружием и кадрами силовых структур". Уж больно много вобрал в себя Урыту в Москве, но, возможно, не только правозащитной информации и очень не терпелось выплеснуть. Вобрать-то вобрал
, а вот переварить, скорее всего, кишка, как говорится, оказалось слишком тонка, потому что выплеснулось нечто недоваренное. В частности, по приезду в столицу суверенной Молдовы он сразу перепутал о чем шла речь в Москве и заявил, что оружие доставлялось не в Приднестровье, а из Тирасполя в конфликтные точки, а именно в Грузию, Чечню и Югославию.Но самую главную сенсацию, о чем Штефан Урыту сообщил на организованной им пресс-конференции - это, пожалуй, решение о возбуждении иска против властей Приднестровья. По его словам, Президент ПМР Игорь Смирнов и его окружение должны ответить по всей строгости европейских законов за то, что взяли в заложники не более, не менее, а 650 тысяч человек, то есть все население нашей республики. Утверждается, что Хельсинский комитет Молдовы имеет веские доказательства многочисленных нарушений прав человека со стороны руководства Приднестровья. Вот только что это за веские доказательства уточнений нет. Может быть, притеснения национальных меньшинств или чудачества в сфере языкового законодательства, чем так грешат власти Молдовы? Или может быть систематические невыплаты пенсий или ненормальные бытовые условия, когда лишь иногда подается электроэнергия, вода и тепло? Но опять же это сугубо типичные явления для большинства провинций той же Молдовы. Не секрет, что в наши дни жизнь для большинства приднестровцев - не сахар, трудно, а порой очень, приходится решать многие жизненные проблемы. Но, вне всякого сомнения, если бы не мешали нам такие как Урыту, исповедующие пещерный национализм, многое можно было преодолеть без особых затруднений.
Самое основное обвинение против Игоря Николаевича Смирнова - это создание ПМР, по словам Урыту "очага нестабильности, который ставит под угрозу мир в юго-восточной Европе". Вот так полет воспаленной фантазии выводит его фигуру уже за пределы борьбы за права человека в отдельно взятой страны на уровень, так сказать, европейского масштаба. Лиха беда начало. Пока можно подачей исков в разные трибуналы укреплять мир на небольшой части Европы, ну а затем
можно, набравшись опыта, продолжить и на всей территории континента. Так глядишь заметят скромного борца и может быть нобелевскую премию за укрепление мира дадут.Это перспектива, а пока неутомимый кишиневский правозащитник готовит документы для Гаагского суда. Вот только спрашивается, как все это будет выглядеть реально? Дело в том, что претензии в этом суде рассматриваются против конкретной страны, а не против какой-то персоны. Пока для этого международного судебного органа наша непризнанная мировым сообществом ПМР де-юре как бы не существует, поэтому претензии не будут приняты в производство. Для Европы на сегодняшний день существует только Молдова, естественно, и заявление будет сформулировано примерно так : "Дело Урыту против Молдовы". Вот и пусть теперь в Кишиневе разберутся на кого шьет дело бравый защитник прав человека.
Но и это еще не все. В этом году Штефан Урыту решил прославиться кроме всего прочего и миротворческой деятельностью. Им и его сподвижниками разрабатывается собственный план урегулирования отношений Кишинева и Тирасполя. Он уже раздал всем сестрам по серьгам - указал на главных виновников пробуксовки политического диалога: власти Молдовы самоустранились, Тирасполь диктует свои условия, а встречи экспертов лишь затягивают решение проблемы.
Какой выйдет из под пера этого господина проект можно представить, но речь не об этом. Давно уже подмечено, что люди с маниакальными отклонениями психики очень опасны для окружающих, их выявляют и изолируют. Но похоже, что в Кишиневе, кто прикрывшись имиджем известного комитета, кто возглавив партию с громким названием, кто еще чем-то, спокойно и вольготно чувствуют себя. Говорят, что жизнь - это сплошной театр, люди в ней - актеры. Один из них - Штефан Урыту, только в его роли ну уж очень много фальши и шума. Хотя, если такие актеры появляются, значит это кому-нибудь нужно.