image22.gif

ВОЗНЯ ВОКРУГ ТЕРРОРИСТА И. ИЛАШКУ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ

Время от времени осужденные по уголовному делу еще в 1993 году Илашку и компания подают о себе знать, стараясь привлечь как можно больше внимание, в том числе и международной общественности.

В этом году представители И. Илашку, А. Иванцока, А. Лешко и Ф. Петрова, отбывающих срок в тираспольской тюрьме, подали очередное заявление, на этот раз в Европейский суд по правам человека. Они обвиняют Молдову и Россию в нарушении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Претензии этой группы уголовников к Молдове заключаются в том, что на территории Республики Молдова якобы незаконный, то есть приднестровский суд вынес им приговор, который так же является якобы незаконным. Таким образом, они считают себя незаконно осужденными, тем самым нарушаются их права, а правительство Молдовы ничего не сделало, чтобы прекратить эти нарушения.

Россия обвиняется группой Илашку в том, что, она

, будто бы контролируя восточные районы Молдовы, поддерживает нелегитимный приговор и их заключение в тюрьме.

Неоднократно Илашку и иже с ним, а также представители национал радикалов пытаются чисто уголовное дело перевести с правовой плоскости в политическую. Спекулируя на непризнанности

Приднестровской Молдавской Республики, они выдают группу этого националиста-террориста за узников совести, преследующихся якобы по политическим мотивам. При этом те, кто стоит за очередной шумной кампанией вокруг имени Илашку, руководствуются явно не правозащитными идеями, их заботит создание Приднестровью имиджа региона, где попираются какие бы то ни было права человека, эдакой правовой "черной дыры".

Особенно активно тема Илашку обыгрывается в предвыборных кампаниях, когда на этом зарабатывают политический капитал так называемые правозащитники. Теперь представители осужденных апеллируют к европейским правозащитным органам по поводу мнимых нарушений Европейской конвенции, а именно статьи 5, где говорится, что "каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе, как ... в порядке, установленном законом". Статьи 6, где указывается, что " каждый имеет право ... при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом ..." Есть в жалобе общественных защитников Илашку и упоминание статьи 3, по которой "никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению или наказанию". Кроме этого, по их мнению

, нарушены также статья 2, по которой "право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом..." и Протокол N 6, подписанный государствами-членами Совета Европы в 1983 году и отменивший смертную казнь.

Таким образом, все претензии сводятся к следующему:

1 - Илашку и его подельники лишены свободы незаконно;

2 - суд не был независимым и беспристрастным;

3 - с ними обращаются бесчеловечно;

4 - смертная казнь, как мера наказания, была вынесена незаконно.

По первому пункту. Илашку и его подручные организовали и осуществили уголовное преступление - террористические акты. А такое преступление, будь то в признанном, будь то в непризнанном государстве, остаются особо тяжкими. И ни одно демократическое государство никогда не будет приветствовать тех,

кто их совершает. В данном случае содеянное усугубляется тем, что террористические акты были совершены в отношении государственных деятелей и представителей власти. Лишив жизни А. Гусара и Н. Остапенко, группа Илашку грубейшим образом сама нарушила статью 2 Европейской Конвенции "Право каждого человека на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе, как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом...".

По второму пункту. Террористы группы Илашку были осуждены в полном соответствии с законодательством

Приднестровской Молдавской Республики. В 1993 году в республике, также как и в Молдове, действовали УК и УПК МССР и СССР. На судебном процессе защитниками обвиняемых выступали, помимо адвокатов из Приднестровья, и члены коллегии адвокатов Республики Молдова, в количестве пяти человек. Никто до сих пор не поставил под сомнение правомерность преследования группы Илашку. Родившаяся не так давно идея о проведении независимого судебного разбирательства в так называемой третьей стране не реализована, поскольку ни одна страна не отважится на это, в виду очевидности уголовного преступления.ilashku-2.jpg

По третьему пункту. Ни одному из посещающих Тирасполь иностранных гостей, представлявших международные организации и пожелавших увидеть, так сказать, живьем И. Илашку, не было в этом отказано. Более того, все отмечают не только пышущее здоровьем тело преступника, но и явные признаки увеличения в весе, что никак не свидетельствует о бесчеловечном с ним обращении, а тем паче о каких-то пытках. Мало того, все кто с ним общался, обращают внимание на то, что Илашку хорошо информирован о происходящем, а это говорит о постоянном прослушивании радио.

По четвертому пункту. Действительно в странах-членах Совета Европы смертная казнь отменена. Но, Приднестровская Молдавская Республика пока не является членом Совета Европы, поэтому все документы этой авторитетной международной организации также не носят для нее пока обязательного характера. В то же время руководство республики, следуя букве Протокола N 6 к Европейской конвенции, наложило мораторий на такое наказание, как смертная казнь, в том числе и приведение в исполнение приговора в отношении Илашку.

Не вдаваясь в подробности схемы и процедуру применения Конвенции, все же можно отметить, что любой гражданин, считающий, что по отношению к нему лично нарушаются права человека, может подать жалобу в Европейский Суд. Но в данном конкретном случае с осужденным Илашку, кроме сотрясания воздуха никакого реального результата ждать не стоит. Дело в том, что и Илашку, и Совет Европы считает Молдову единой и неделимой, а значит, по их мнению, Приднестровского государства не существует, есть лишь восточные районы Республики Молдова.

Следуя этой логике, нарушения в отношении Илашку происходят не в Приднестровье, а в Молдове. Поэтому и жалобу подали его сторонники в Европейский Суд не на Приднестровье, а на Молдову. Соответственно, если Европейский Суд примет решение, то оно будет касаться исключительно Молдовы.

А в Тирасполе, похоже, намерены включать, как обязательный пункт повестки дня визитов зарубежных гостей, посещение Илашку, как некоей экзотической достопримечательности.

*****************************

В. Сандуца,

"ОЛЬВИЯ-ПРЕСС"