image22.gif

РУМЫНСКИЙ СИНДРОМ В МОЛДОВЕ

Идея объединения Молдовы и Румынии или, как говорят радикалы в Кишиневе, объединения двух румынских государств, по своей сути не нова. Десять лет назад она стала стержнем молдавского сепаратизма, закамуфлированного под возрождение национального самосознания, и сыгравшего роль одного из детонаторов в разрушении союзного государства. Однако унионистские силы в начале 90-х годов потерпели сокрушительное поражение, обусловленное, прежде всего организованным противодействием со стороны населения левобережья Днестра, которое самоорганизовалось в самостоятельное государственное образование. Создание Приднестровской Молдавской Республики, десятилетие которой будет отмечаться буквально через несколько дней, не позволило прорумынски настроенному народному фронту Молдовы осуществить установление полного контроля над территорией бывшей Молдавской ССР с последующей мягкой интеграцией в состав Румынии.

Провал унионизма в 1992 году в то же время не означал, что эта идея сошла с политической сцены Молдовы окончательно и навсегда. В последнее время унионистские силы, как Молдовы, так и Румынии снова воспрянули духом и переживают своеобразный период ренессанса. В Кишиневе часто просят не драматизировать ситуацию, утверждая, что унионизм - это всего лишь несбыточная идея немногочисленных радикалов. Однако факты говорят как раз о том, что в Молдове, по меткому выражению одного из местных обозревателей, наблюдается "ползучий аншлюс". То, что не смогли сделать унионисты в прошлом, как говорится, наскоком, сейчас осуществляется не спеша, постепенно и с дальним прицелом.

В этой связи нельзя не упомянуть официальное переименование молдавского языка в румынский, что прошло без учета общественного мнения, да и без особого возмущения со стороны населения. В одночасье немалое число молдаван причислило себя к румынской нации.

Значительные перемены прошли в системе народного образования, фактически копирующей румынскую. Из года в год школьникам, особенно на уроках истории, словесности и литературы, навязчиво внушается, что они являются румынами, с общими, как и у так называемых "братьев" за Прутом, языком, историей и культурой. И это, как говорится, только цветочки, ягодки будут потом, когда эти детки позврослеют.

С каждым годом Румыния увеличивает число стипендий на обучение для молдавской молодежи, при этом увеличивается число филиалов румынских университетов в Молдове. Только в прошлом году правительство Румынии предоставило молодежи из Молдовы 700 стипендий для получения до университетского образования, 850 - для университетского и 65 - для получения пост университетского образования.

В этом году явственно проявилась еще одна немаловажная тенденция,

получившая название бегство подданых, а именно - форсированное принятие гражданами Молдовы второго, румынского гражданства. По некоторым данным уже более 300 тысяч жителей являются обладателями и румынского паспорта. И число их с каждым днем все увеличивается.

Власти Молдовы, согласно законодательству которой приобрести двойное гражданство довольно таки сложно, сквозь пальцы смотрят на этот процесс, тем самым негласно его поощряя. А в Румынии упростили регистрацию новых своих граждан из числа жителей Молдовы, предоставив эту функцию приграничным комиссариатам полиции. По мнению молдавских унионистов, сегодня "братские связи" между Румынией и Молдовой уже не зависят от официального Кишинева, поскольку доведенные до предела нищетой и отчаянным положением, простые люди жаждут поскорее принять румынское гражданство, а значит получить возможность разъезжать по Европе и, занимаясь челночным бизнесом, сводить как-то концы с концами. Таким образом, инициатива объединения перекладывается на население.

Не склонные к преувеличению наблюдатели все же отмечают, что этот процесс может привести к тому, что Молдова может стать страной, где большинство населения будет составлять не ее граждане. То тут, то там в республике появляются филиалы и отделения различных румынских организаций и объединений. В июне этого года ассоциация так называемых жертв коммунистического оккупационного режима и ветеранов румынской армии переименовала себя в Румынскую национальную партию Республики Молдова, название которой само говорит за себя.

Не так давно в Кишиневе родилось так называемое "движение национального спасения", основной целью которого провозглашено создание межгосударственного союза Румыния-Молдова по типу союза Россия-Белоруссия. Эта идея была положительно воспринята в Румынии, президент которой подчеркнул, что создание румынско-молдавского союза - это единственный шаг для Молдовы выйти из кризисной ситуации.

И действительно, в настоящее время Молдова переживает острейший кризис, как в экономике, так и в социально-политической жизни. Вопрос стоит быть или не быть государству Молдова. Предложение создать союз Молдовы и Румынии развивают и усиливают крайне правые силы, предлагая идею еще более тесного объединения - единого государства в самом полном смысле этого слова. По их мнению, в случае объединения и при последующем расформировании

молдавских парламента, правительства, президентства и посольств произошла бы экономия средств в размере 500-600 миллионов лей в год. А это, считают ярые поклонники унионизма, не только позволило бы погасить долги по зарплатам и пенсиям, но и несколько увеличить размер этих социальных выплат.

Многим, живущим в Молдове, небезразлична судьба родного края. Все чаще можно услышать трезвые размышления о сегодняшнем дне некогда цветущей Молдавии и виновниках ее нынешнего удручающего положения. Николай Михня в газете "Гласул Молдовей" пишет: "Жестокая действительность выявляет, что существует также категория молдаван, одержимых навязчивой идеей румынизма. Для них не существует ни логики мышления, ни неопровержимых исторических документов, ни очевидной реальности... Именно этой категории "нашенских румын" свойственна уверенность, будто чем хуже все, тем оно лучше, ухудшение положения в стране ускорит им желанное "воссоединение"... Многие из них не только ждут, но и активно действуют, чтобы Республика Молдова исчезла

как государство". "Неорумыны, - продолжает Николай Михня, - захватившие рычаги власти в молдавском государстве, напрямую подчинили себе средства массовой информации, радио, телевидение, народное образование, и на этой почве рассаживают идеологию румынизма с беззастенчивой наглостью. Их диверсионной деятельности практически не препятствует ни один департамент, ни одно министерство, ни полиция, ни армия... Проводимые у нас реформы сознательно направлены на развал национальной экономики, на разложение молдавского общества, на отрицание и прекращение существования молдавской нации". "Мы-то думали - просто воруют, просто бездельничают, просто ни на что не годные пустомели. А они, продолжает автор, - оказывается, вовсе не так просты. У них - дальний прицел, "национальный идеал!" Говоря о неорумынах, Николай Михня с пессимизмом отмечает: "Утверждая, что они не являются молдаванами, эти люди автоматически выделяют себя в число национального меньшинства по имени "бессарабские румыны". "Таким образом, - делает он вывод, - одна из совместно проживающих национальностей, принадлежащая к меньшинствам, словно чудом стала в нашем обществе руководящей, выдавая себя за мажоритарную нацию страны". Такова "сказочная политическая добыча, плод дьявольского расчета ввиду постепенного поглощения Молдовы соседним государством".

Последние события в Молдове, когда она превратилась в парламентскую республику, по утверждению немалого числа наблюдателей, ускорит присоедние Молдовы к Румынии. Примар Бельц Виктор Морев считает, что шестидесяти голосов некоммунистических депутатов парламента Молдовы было достаточно для осуществления этого акта.

Но есть и другие пути осуществления задуманного унионистами. Председатель альянса "За Румынию" Теодор Мелешкану недавно заявил, что поддержка одновременной и параллельной с Румынией интеграции Молдовы в евроатлантические структуры была бы самым подходящим средством объединения двух стран. Объединение традиционными методами, по его мнению, было бы довольно рискованным. Он считает, что хорошо было бы, если объединение происходило путем экономической интеграции, свободного обмена, введения единой валюты. И кое-что в этом направлении уже делается. В этом году Румыния, потеснив Россию, по итогам шести месяцев занимает первое место по поставкам своей продукции на молдавский рынок. Она упрочила свои позиции, увеличив объемы экспорта товаров в Молдову с 28,8 до 60,8 миллионов долларов.

Проблему интеграции Молдовы в единое с Румынией государство нельзя рассматривать без учета проблемы Приднестровья. Только благодаря созданию 10 лет назад Приднестровской Молдавской Республики Молдова до сих пор не исчезла с карты Европы и существует как суверенное государство. Поэтому не случайно одновременно с ростом унионистских тенденций усилилось давление на Приднестровье с целью реинтеграции в Молдову. Построение общего государства Молдова-Приднестровье ныне под большим вопросом. Так или иначе, всплеск румынских настроений в Молдове не вносит никакого позитива ни в улучшение отношений Молдовы и Приднестровья, ни в общую политическую ситуацию в этом регионе Европы.

* * * * * * *

В. Сандуца