image22.gif

В

информационное Агентство "ОЛЬВИЯ-ПРЕСС" поступило Заявление пресс-службы МИД Приднестровской Молдавской Республики.

В нем говорится:

1 ноября сего года Комиссия по координации государственной политики в населенных пунктах Левобережья Днестра Республики Молдова, возглавляемая В. Стурзой, выступила с Заявлением, в котором в очередной раз сделана попытка переложить ответственность за состояние переговорного процесса на Приднестровье.

Появление такого рода инсинуаций неоспоримо свидетельствует о том, что переговорный процесс в последнее время стал инструментом политической борьбы действующего президента Молдовы и рассматривается Петром Лучинским лишь в качестве средства возвращения утраченных полномочий.

Подобная ситуация самым негативным образом сказывается на состоянии урегулирования отношений между Молдовой и Приднестровьем. Невнимание Петра Лучинского к реальным переговорным проблемам и неконструктивная позиция молдавской стороны стали причиной того, что в течении всего нынешнего года Республика Молдова в одностороннем порядке последовательно нарушала достигнутые договоренности. Подтверждением этому служит целый ряд фактов.

В начале этого года в Молдове наметилась тенденция к изменению прежнего курса в переговорном процессе. Это обозначилось в отказе от работы по построению общих пространств и поставило под сомнение выполнение итогов Киевской встречи 1999 года. Подобная позиция не могла не привести к торможению хода переговорного процесса.

Появление 16 мая 2000 года проекта урегулирования, параметры которого полностью исключали использование принципов, положенных в основу Московского Меморандума 1997 года, стало новым этапом отхода Молдовы от идеи Общего государства в целом.

Далее, Указом от 27 июля 2000 года Петр Лучинский ликвидировал Комиссию по координации и обеспечению процесса переговоров и создал Комиссию по координации государственной политики в населенных пунктах Левобережья Днестра Республики Молдова, которая не наделена полномочиями на ведение переговоров с Приднестровьем. Это повлекло за собой демонтаж сложившегося механизма переговорного процесса без предварительных консультаций с Приднестровской стороной и создало серьезные препятствия для дальнейшего развития переговорного процесса.

Проект Соглашения об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, предложенный Государственной Комиссией Российской Федерации по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы, который мог быть использован в качестве рабочего варианта в процессе переговоров, был негативно воспринят молдавской стороной и вызвал резкую критику в молдавской прессе.

Беспорядочный набор дат, избранный В. Стурзой в качестве надуманного оправдания за многомесячное бездействие не заслуживает какой-либо критики, поскольку ни официального предложения о проведении встречи президентов, ни повестки, приднестровской стороной, равно как и посредниками в переговорном процессе, получено не было.

Между тем, объективная необходимость развивать диалог оставалось актуальной. С этой целью были проведены конструктивные встречи с Премьер-министром Молдовы Д. Брагишем и Председателем Парламента Д. Дьяковым, в ходе которых достигнуто взаимопонимание по целому ряду вопросов, имеющих важное значение в процессе нормализации отношений сторон, в том числе и по основному вопросу о восстановлении прежнего механизма взаимодействия.

Все вышеупомянутое не может рассматриваться приднестровской стороной иначе, как желание Петра Лучинского накануне президентских выборов в Молдове создать видимость активной деятельности в переговорном процессе, закамуфлировав тем самым свою политическую несостоятельность.

Таки образом, факты зримо доказывают нежелание и неспособность ныне действующей президентской власти в Молдове приступить к реальной работе в переговорном процессе. В данных политических условиях очевидные возможности эффективного продолжения диалога существуют лишь в тесной взаимосвязи с избранием нового президента Республики Молдова.

pmr.jpg