Несмотря на попытки стран-гарантов и посредников активизировать переговорный процесс между Приднестровьем и Молдовой, пока прогресса в этом не видно.
Руководство РМ все эти годы демонстрирует явную неспособность ориентироваться во времени и реальных событиях. Уже третий год, после подписания Меморандума и страны-гаранты, и посредники, и приднестровские эксперты говорят о принципах построения общего государства. Молдова же топчется на попытках придумать для Приднестровья какой-то особый статус. Если к этому добавить ставший стабильным политический кризис в высших эшелонах молдавской власти, полный экономический крах страны, то становятся понятными причины затягивания диалога Кишинева с Тирасполем.
Ведь сохраняя образ врага, всегда есть возможность списать все свои грехи и просчеты именно на него. В данном случае на Приднестровье. Вот и пытаются высшие чины РМ, используя любой случай, все возможные международные трибуны представить Приднестровскую Республику в виде некоего монстра, угрожающего миру и безопасности всей Европы. Однако постоянные бездоказательные обвинения в контрабанде, бандитизме настолько неуклюжи и неправдоподобны
, что и сами их сочинители уже понимают бесперспективность такого метода формирования общественного мнения.Нужны новые сенсации и новые инсинуации. И вот, всплывает история о якобы незаконно торговавшем оружием сыне нынешнего Президента ПМР Олеге Игоревиче Смирнове. Эта грязная провокация имеет несколько целей.
Во-первых, такая "новостийная утка" должна была привлечь внимание российской общественности к приднестровской проблеме. Рядовой обыватель вряд ли сейчас помнит историю возникновения конфликта на берегах Днестра. С тех пор прошло немало времени
, и конфликтов на просторах СНГ за этот период было не мало. Российские граждане, взволнованные событиями в Чечне, террактами против мирного населения в ряде российских городов, любое сообщение об оружии и о незаконной торговле им воспринимают с неодобрительной настороженностью.Во-вторых, это камень, брошенный в сторону России. Ведь якобы имевшая место торговля велась оружием российской армии. Каким же гарантом может служить Россия в урегулировании приднестровского конфликта, если оружием, принадлежащим ее армии, расположенной в Приднестровье торгуют
, да еще и родственники Президента Приднестровской Молдавской Республики?В-третьих, налицо попытка очернить военнослужащего российской армии. О каком доверии к России как к гаранту может идти речь, если мнимый торговец является военнослужащим ее армии?
Эта очередная попытка очернить нынешнее руководство Приднестровья была рассчитана так же и на то, чтобы еще раз поставить под сомнение целесообразность пребывания на территории Приднестровья российской армии.
Ведь российское присутствие в Приднестровье давно стоит поперек горла, как Кишиневу, так и его партнерам из Северо-Атлантического Альянса. И если российская армия все-таки покинет Приднестровье, это приведет к полной потере возможности контролировать Балканское направление.
Вот и стараются молдавские власти с подачи своих западных (принимая во внимание количество долгов Молдовы) по сути хозяев, заработать некоторое одобрение со стороны кредиторов. Последним же это необходимо для того, чтобы ограничить сферу влияния России по всем направлениям. О том, что такие планы существуют, и они не вымысел свидетельствуют последние события в Страсбурге.
Несмотря на то, что некоторые в Республике Молдова после этой зимы без газа и электроэнергии уже поостыли и начали прозревать, понимая, что влезли в долговую яму к западным кредиторам, и уже звучат здравые мысли повернуться к СНГ и России, все же в Молдове еще сильны националистические настроения. Но, отрываясь от России, прорумынски настроенные силы Молдовы хотят и Приднестровье оторвать от его исторических корней. А когда дереву подрубают корни, то со временем оно зачахнет и высохнет.
И от того, насколько продуманными и взвешенными будут решения, принимаемые руководством Российской Федерации, зависит в будущем, то насколько успешно сможет развиваться не только Россия, но и те государства, которые видят в ней своего партнера, союзника и защитника.
* * * * * * *
И. Летяга