image22.gif

СТРАТЕГИ "ПИРРОВЫХ ПОБЕД"

Ни для кого сегодня не секрет, что энергосистема Молдовы балансирует на грани катастрофы. Однако, логический финал умопомрачительно "эффективной" экономической политики РМ, был запрограммирован заранее, всем ходом "прогрессивных" реформ. Спасти Молдову от"дамоклова меча" банкротства может разве что какое-нибудь экономическое чудо, но на это надеяться также сложно, как и отдавать долги МВФ.

Однако, несмотря на реалии, правительство Молдовы, делает вид, что действительность не так страшна, как ее "малюют" аналитики и журналисты.

Внутриполитическое равнодушие псевдореформаторов стало вариантом нормы, превратившись со временем в тенденцию. Яркий пример этого заявление вице-министра промышленности и энергетики РМ Валерия Ставинского о грандиозных проектах строительства в республике ряда электростанций. Точнее, по стратегии министерства промышленности и энергетики, в Молдове к концу года будет объявлен конкурс инвесторов, которые, если найдутся, субсидируют проект. Нелишне заметить, что средняя сумма,

в которую оценивается строительство одной электростанции равняется примерно 250-300 млн долларов.mgres.jpg

Это, в свою очередь, означает, что себестоимость производимой электроэнергии будет гораздо выше нынешних тарифов украинских экспортеров. Вопрос о платежеспособности населения, которое попало в двойные тиски кризиса, отпадает как риторический. Возникает совершенно закономерный вопрос, - а, что если попытаться найти более экономичный вариант решения проблемы?

Разве нет в единой молдавской энергосистеме такого источника электроэнергии как Молдавская ГРЭС. Ее мощности таковы, что она способна не только полностью обеспечить электричеством Молдову и Приднестровье, но и дополнительно вырабатывать избыточную энергию на экспорт. Сейчас, как известно, предприятие работает лишь на 15-20% от своих возможностей, а недозагруженность энергоблоков сказывается на себестоимости получаемой электроэнергии. Так в чем же секрет парадоксального мышления правительственных чиновников Молдовы? Кому выгодны решения, в которых начисто утрачен здравый практический смысл? Зачем "рубить сук", на котором и так едва удерживается молдавская экономика?

По мнению Генерального директора ГК "Днестрэнерго" Георгия Желяпова, экономический аспект проработки проблемы вытеснен конъюнктурным политическим расчетом.

jeliapov.jpg

- Если посмотреть, во что обойдется строительство новой электростанции, то совершенно ясно, что затраченная сумма, существенно повлияет на стоимость 1 кВт-часа энергии. Уже сейчас можно сказать, что она будет на 20%-40% выше нынешних тарифов Молдавской ГРЭС. С другой стороны, если хотя бы половину вышеозначенной суммы в 250-300 млн долларов вложить в реконструкцию Молдавской ГРЭС, то производимая ею электроэнергия значительно упала бы в цене и вполне успешно могла бы конкурировать с электроэнергией

Украины. На любой электростанции цена энергии определяется главным образом ценой топлива - это аксиома. Если сравнивать электроэнергию, отпускаемую Молдавской ГРЭС, с ценой, которая определяется энергорынком Украины, то они примерно одинаковы. Другое дело, что украинским энергетикам удается снизить отпускную стоимость киловатт-часа, благодаря использованию специфических схем. Однако, они не очень корректны и обусловлены временным явлением на энергорынке Украины. Совершенно очевидно, что потенциал Молдавской ГРЭС, если его использовать на полную мощность, способен обеспечить не только конкурентоспособность приднестровской электроэнергии, но и значительно потеснить на энергорынке в данном регионе украинский экспорт.

Еще один стратегически важный момент заключается в том, что Молдавская ГРЭС для молдавской энергосистемы это не просто источник сравнительно дешевой электроэнергии. Столь мощное предприятие является гарантом надежного электроснабжения в единой энергосистеме Приднестровья и Молдовы. Сбои в электроснабжении одного крупного города способны полностью парализовать его жизнедеятельность. Вспомним, что было с Кишиневом совсем недавно. Ущерб, нанесенный тогда городской инфраструктуре, и сегодня довольно сложно измерить деньгами.

Последние пару лет правительство Молдовы делает все, чтобы разорвать экономические отношения между энергетикой Приднестровья и Молдовы.

Цель этих действий вполне понятна - пусть даже в ущерб себе, своим потребителям, подорвать экономику Приднестровья. Правда, учитывая нынешнее положение Молдовы, это будет "пиррова победа". Тактика при этом, в общем-то, вполне проста. Известно, что существует взаимозависимость износа оборудования электростанции от количества вырабатываемой энергии. Чем больше производится электроэнергии, тем выше, как правило, сохранность оборудования. Сегодня из-за недозагруженности Молдавской ГРЭС оборудование катастрофически ветшает. Молдова с осени прошлого года стала демонстративно закупать электроэнергию в Румынии, хотя это ей совершенно не выгодно. Отпускная цена

на границе энергосистемы Румынии составила 3,25 цента за 1 кВт-час, приднестровская энергия обходилась ей всего за 2,9 цента.

Таким образом, намеренное дистанцииирование Молдовы от сравнительно дешевых источников электроэнергии это отнюдь не экономическая необходимость, а лишь недальновидная политическая акция.

Впрочем, развалить энергосистему Приднестровья не удастся, - в этом уверен Георгий Желяпов. Он говорит, что республика не останется без электричества. Сейчас в активной фазе находятся переговоры с РАО "ЕЭС России". Идея создания совместного предприятия, как никогда близка к реализации. Планируемая задача для СП - производство электроэнергии и транспортировка ее не только на внутренний рынок, но и за пределы Молдавской энергосистемы.

Что же касается планов министерства промышленности и энергетики Молдовы, то они, по мнению главного энергетика Приднестровья, эфемерны. Яркий пример существующих реалий - строительство Будештской ТЭС. Как проинформировала молдавская пресса, еще весной 1999 года предполагалось начать строительство электростанции мощностью в 300 мегаватт. Однако, "воз и ныне там". Итальянская фирма "Alstom", взявшая на себя обязательства по строительству, по сей день не вложила в проект ни цента. Подобная осторожность вполне понятна. Каким образом окупятся инвестиции компании, если платежеспособность населения Молдовы стремится к нулевой отметке? Ситуация отягощается еще и астрономической суммой внешнего долга.

Одним словом, финансовые транши МВФ сделали свое дело. Они превратили когда-то цветущую республику Советского Союза в самую бедную страну Европы. Вот он, яркий пример интеграции. Арифметика, увы, по-прежнему проста - "бесплатный сыр бывает только в мышеловке".

****************

Гладковская В.