image2.gif

ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО ГОСУДАРСТВА - НЕ ВЫДУМКА ПРИДНЕСТРОВЦЕВ.

(Из выступления госсекретаря В. Лицкая по телевидению ПМР)

Понятие "общее государство", как идея или тезис, является ключевым в переговорном процессе, который мы сейчас ведем с Республикой Молдова. Этот тезис подвергается сейчас наибольшей критике и сомнениям. Действительно, в международном праве такой термин раньше не употреблялся. Этот термин новый. Он появился в ходе переговорных процессов, которые начались не только в нашем регионе, не только между нами и Республикой Молдова, но и в других горячих точках бывшего Советского Союза.

Вся проблема в том, что распад Советского Союза произошел в противоречии со всеми существующими нормами международного права. При этом не учитывалась ни воля народа, ни существовавшие в то время международные договоренности. Да, была политическая заинтересованность очень многих деятелей, в том числе и за рубежом в том, чтобы Советский Союз исчез. При этом международное признание получили государства, в которых прошли референдумы о независимости, а также такие, в которых вопрос о независимости определялся решением парламента. Признание получил и Таджикистан, который находился в состоянии гражданской войны и не имел центрального правительства. Распад Советского Союза не мог не привести к целой серии конфликтов. Эти конфликты имеют длительное продолжение. Они прошли через военную фазу и сейчас наблюдается переговорный процесс, в котором очень активно участвует Российская Федерация.

Термин "общее государство" - это можно сказать авторство Евгения Максимовича Примакова. Именно он выдвинул такую концепцию для урегулирования конфликтов на пост-советском пространстве. В 1997 году, когда он приехал в Кишинев, переговорный процесс находился в тупике и именно благодаря его большим дипломатическим усилиям был подписан Протокол. В рамках этого Протокола появился термин "общее государство", означавший, что Приднестровье и Молдова будут строить свои отношения в рамках общего государства. В последующем - это нашло свое подтверждение и в Меморандуме от 8 мая 1997 года, скрепленного подписями Президента РФ - Б.Ельцина,

Президента РМ - П. Лучинского, Президента ПМР - И. Смирнова, Президента Украины - Л. Кучмы и Председателя ОБСЕ. То есть термин "общее государство" стал международно-правовым. Да, он не имеет аналогов в учебниках, но реальность такова, что это положение лучше всего помогает нам наладить и вести переговорный процесс.

Руководствуясь им, начиная с 1997 года появилась целая серия документов, последним из которых совместное заявление, подписанное в Киеве летом этого года о том, что стороны, прежде всего Приднестровье и Молдова, а также участники переговорного процесса Украина и Россия и ОБСЕ, будут развивать понятие "общее государство" в виде конкретных договоренностей. В Киеве было принято решение, что будет пять конкретных договоренностей по общему государству.

Создание общих пространств - экономического, социального, правового, оборонного и общие границы.

Более того, исходя из того опыта, который мы имеем, все эти договоренности будут сопровождаться разработкой механизмов их реализации. И механизмы реализации будут включаться сразу же после подписания соответствующих договоренностей. Таким образом мы имеем термин "общее государство" как нашу позицию в переговорном процессе. Мы исходим из того, что есть две стороны, две равноправные стороны в переговорном процессе, и они будут работать в рамках общего государства, наполняя этот термин конкретным содержанием.

Существует мнение, что эксперты Приднестровья выдумали термин "общее государство" для того, чтобы обманывать доверчивых политиков из Молдовы. Это было бы, конечно, очень лестно для нас, что мы такие большие теоретики, выдумавшие такой термин. К сожалению, это не так.

Термин "общее государство" является понятием, которое используется в переговорных процессах во всех горячих точках на пост-советском пространстве. Хотелось бы привести конкретный пример. По урегулированию конфликта между Нагорным Карабахом и Азербайджаном - Россия, Соединенные Штаты, ОБСЕ - так же представили проект общего государства. Этот документ не совсем совпадает с нашим представлением об общем государстве, но тем не менее, сложилось уже целое направление переговорного процесса. В этих рамках есть Декларация об общем государстве, которая представлена посредниками по Карабаху. В Киеве, Президент Украины Л. Кучма также представил документ о поэтапном урегулировании конфликта. Весь этот документ построен на принципах общего государства. Там прямо говорится, что общее государство - это наилучший выход из той ситуации, в которой находимся мы.

Украина, будучи посредником и гарантом, предлагает нам свое видение общего государства. Мы будем обязательно использовать этот документ в переговорном процессе.

Мы ведем переговорный процесс на протяжение 5-ти лет. Мы начали с простого совместного заявления. Это был первый шаг. Мы считаем, что наивысшее достижение в переговорном процессе - это Меморандум, который мы подписали в 1997 году. Этот международно-правовой документ принят ОБСЕ и подписан руководителями государств. Там заложено несколько идей, которые мы не смогли в то время развернуть в целую систему. Вот некоторые из них: прежде всего - общее государство, самостоятельность Приднестровья в области экономики, научной, образовательной деятельности, система гарантий.

Они определили целые направления в работе экспертов и дипломатов на протяжении вот уже нескольких лет. Мы работаем над развитием Меморандума и имеем некоторые достижения. Я уже упоминал о совместном заявлении, подписанном в Киеве в этом году. Там есть уже целых пять направлений конкретизации понятия "общее государство", И не просто в виде декларации, а виде механизмов реализации.

Поэтому мы считаем, что Меморандум явился первичной базой переговорного процесса. Мы работаем в этих рамках и мы уверены, что те идеи, которые заложены в Меморандуме будут иметь развитие в виде следующих документов, более общих, более серьезных и более конкретных. И в конце концов у нас появится итоговый документ, как мы называем - документ с большой буквы - который и нормализует наши отношения с Республикой Молдова.

Есть такое мнение, что если государство признано, то оно состоялось. Но есть другое мнение, суть которого в том, что государство создается волей народа, оно создается в реальности, оно обрастает всеми институтами, которые необходимы для существования государства и как таковую реальность ее вынуждены признавать все. Государство в силу создания не нуждается в дальнейшем признании. Признание является больше фактом дипломатическим, политическим, ну уж никак не юридическим. Если государство существует, если государство доказало на практике свою жизнеспособность - оно

признается как субъект международного права. Даже, если оно не является членом ООН. Хороший, конкретный пример - Тайвань, очень сильная и богатая страна. Она не признана и не является членом ООН. Тем не менее он является субъектом международного права, ведет обширную международную экономическую деятельность и политическую деятельность, являясь частью нашего современного мира.

Должен сказать, что за последние пять лет сложился определенный механизм переговорного процесса, в котором участвуют делегации, возглавляемые президентами и группы экспертов, а также межправительственные и межминистерские группы. Это сложный механизм. Нужно сказать с сожалением, что эксперты Приднестровья соблюдают негласную договоренность не выступать в СМИ по тем проектам и идеям, которые мы разрабатываем в ходе процесса. Поэтому сложилось так, что есть идеи, есть документы, мы над ними работаем. Среди довольно узкой группы людей все эти документы хорошо понятны и известны.

Но процесс не может идти в не контекста политической жизни. Есть масса политиков, юристов, которые не участвуют в этом процессе, частично из-за отсутствия должной квалификации, частично из-за политической ангажированности, которая не допустима в переговорном процессе. Вот они запускают сейчас в оборот большое количество спекуляций типа такого, что понятие общего государства - это выдумка, что надо пользоваться другими терминами, например, сложное унитарное государство.

Дело в том, что переговорный процесс ведут ответственные политики, которые избраны народом, которые могут принимать решения, должны подписывать документы и должны их выполнять. Поэтому не хотелось бы вступать в дискуссию с этими юристами, которые себя чувствуют довольно свободно - у них нет никакой ответственности - они свободные художники, критикующие термин "общее государство". Ну, пожалуйста, это их право. Кроме одного. Если они хотят работать, пусть включаются в процесс и несут ответственность за свои слова.